СОДЕРЖАНИЕ:
Главная
Новости
Храмы
Святыни
Библиотека
Молодежная страничка
Контакты
КРАТКО О ВАЖНОМ:
О Великом Посте
Азы Православия
Крестины
Исповедь
Венчание
Суеверия
Погребение
В защиту веры
Церковь и армия
В защиту жизни

 
Георгиевская епархия
Епархия
Патриархия.RU

 
Православие.Ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

Рейтинг@Mail.ru

Новости

[Первая -1] [Страница 98 из 115] [+1 Последняя]

Доклад: Выпускник Киевской Духовной Академии - митрополит Ставропольский и Владикавказский Антоний (Романовский)

Выпускник Киевской Духовной Академии – митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский)

 

Человек удивительной судьбы, волею Божией поставленный нести церковное служение на Кавказе, митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний оставил по себе благодарную память в сердцах многих и многих знавших его людей.

Родился владыка Антоний 6 марта 1886 года в бедной семье сельского псаломщика – детство его прошло в деревне Савинцы на Полтавщине. Сестра владыки вспоминала, что «порой – особенно к весне – они пухли от голода: у них не хватало даже зерна, чтобы смолоть и хлеба покушать». Однако, окончив Полтавскую Духовную Семинарию, Василий Романовский (так звали его до принятия монашества) в 1909 году поступает в старейшее духовное учебное заведение Российской империи – Киевскую Духовную Академию.

Здесь, у киевских святынь происходило его духовное становление и определился его дальнейший жизненный путь. Здесь он в 25 лет, на втором курсе Академии принимает монашеский постриг с именем Антоний – в честь основателя русского монашества, преподобного Антония Киево-Печерского. Здесь же, на престольный праздник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры он принимал священный сан: его хиротония во диакона состоялась 15 августа 1911 года, а во пресвитера – в 1912 году, тоже на Успение.

В 1913 году молодой иеромонах Антоний окончил академию с учёной степенью кандидата богословия и был направлен в Грузию – для преподавания основного, догматического и нравственного богословия в Тифлисской Духовной Семинарии. В сложной обстановке межнациональных конфликтов он заслужил искреннее почтение и благодарность студентов. Один из них – будущий Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II – даже спустя много лет помнил своего учителя и в телеграммах называл его «любвеобильным отцом».

В 1921 году, после закрытия Тифлисской Духовной Семинарии, отец Антоний был назначен благочинным русских монастырей в Грузии. Прочные связи с русскими подвижниками Закавказья сохранялись у него всю жизнь.

Впоследствии даже советский уполномоченный по делам Русской Православной Церкви, направляя в Москву секретную характеристику архиепископа Антония, отмечал: «Вся его деятельность вытекает из старого монашеского убеждения...».

В 1924 году игумен Антоний был призван святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, на епископское служение в Закавказье: 30 ноября состоялась его хиротония во епископа Эриванского и временно управляющего Сухумской епархией.

К тому времени почти половина епископата Русской Православной Церкви находилась в тюрьмах и ссылках – пройти этот путь предстояло и епископу Антонию.

Спустя всего 2 года он был первый раз арестован Тифлисским ОГПУ и вскоре отправлен в административную ссылку на территорию Марийской автономной области. Вернувшись в Грузию из ссылки, снова подвергся аресту и заключению.

Дальнейшее пребывание русского архиерея в Грузии становилось невозможным, и 27 февраля 1929 года митрополит Сергий назначает владыку Антония епископом Донским. Православный архиерей был лишён возможности проживания в кафедральном городе Донской епархии – Новочеркасске, и, по сохранившимся свидетельствам современников, владыка жил на квартире в отдалённом районе города Шахты. Здесь епископ Антоний прослужил ещё меньше: не прошло и двух лет, как его вновь арестовали и отправили в Вишерские лагеря (на севере Пермской области). Освободившись из заключения, владыка Антоний около двух лет жил в глухом горном селении Ахкерпи на границе Грузии и Армении, среди близких ему по духу русских монахов Закавказья.

Лишь в декабре 1935 года он вернулся к архипастырскому служению, получив назначение на Сталинградскую кафедру. Здесь архипастырь тоже не имел права прописки в кафедральном городе и был вынужден снимать жильё в близлежащем посёлке Красная Слобода. Менее чем через год его ждал очередной арест и заключение. Теперь путь епископа Антония лежал в Караганду.

Если два предыдущих заключения были прерваны досрочно по амнистии, то на этот раз ему предстояло отсидеть в невыносимых условиях гораздо больше назначенного срока. Однако чудом было уже то, что он тогда остался жив. За один 1937 год было расстреляно около 60 епископов Русской Православной Церкви. Родной брат владыки Антония – священник Савва Романовский – был арестован и расстрелян весной 1938 года. Проведя в Карагандинском лагере уже около трёх лет, владыка был вызван Сталинградским НКВД на переследствие. В автобиографии от 1944 года он пишет: «Переследствие никаких новых материалов не дало, и я подлежал досрочному освобождению, но застала меня в тюрьме война в 1941-м году, внесла осложнение в мое дело, и я вынужден был просидеть до июня месяца 1942 г.».

Через год, 12 сентября 1943 года, митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси, и на первом же заседании Священного Синода – 14 сентября – владыка Антоний был назначен архиепископом Ставропольским и Пятигорским.

Для нашей епархии наступил период возрождения. Православный архиерей прибыл в Ставрополь впервые после 1934 года. Прихожане, пришедшие встречать его на вокзал, не могли и подумать, что истощённый старик с небольшой котомкой и есть их новый архиерей. Его приняли в Крестовоздвиженском храме, накормили, приготовили ночлег в сторожке. Никто ещё не знал, что в этой сторожке владыка проживёт до конца своих дней.

«Первое знакомство» архипастыря с епархией было достаточно кратким: вскоре по поручению Патриарха Сергия он должен был выехать в Грузию для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва Русской и Грузинской Православных Церквей. Согласно данным ему полномочиям, архиепископ Антоний провёл переговоры с Патриархом-Католикосом всея Грузии и счёл возможным вступить от лица Русской Православной Церкви в евхаристическое общение с иерархами и паствой Грузинской Церкви. 31 октября 1943 года в Тбилисском кафедральном соборе была совершена совместная Божественная литургия. Так был положен конец пагубному церковному разделению в Закавказье.

Однако в собственной епархии архипастыря ждал ещё более острый раскол: почти половина её приходов на тот момент были заняты обновленцами. Тем не менее, за полтора года обновленчество на Северном Кавказе было ликвидировано, и весной 1945 года оставшиеся раскольники вслед за своим главой – протоиереем Василием Кожиным – воссоединились с Патриаршей Церковью.

В то же время, с приездом архиепископа Антония в Ставрополь возобновились священнические хиротонии: первым, кого он рукоположил, был священник Николай Свешников. Впоследствии отец Николай вспоминал, какое огромное значение имело совершение этого таинства для самого владыки: после хиротонии он сказал со слезами на глазах: «Я уж думал, что умру в заключении, а вот и рукополагать довелось ещё!».

В годы служения на Ставрополье архиепископа Антония (Романовского) здесь возродилась духовная семинария. Её открытие состоялось 15 ноября 1946 года. Ревизии из Учебного комитета впоследствии отмечали: «Архиепископ Антоний близко стоит к жизни Семинарии, живо интересуется ею и входит во все уголки семинарской жизни… Его внимание устремлено по преимуществу на углубление в Семинарии пастырского, аскетического настроения, он враг всякой роскоши, всех расходов на внешнюю, показную сторону… Сам Архиепископ живет на глазах у всех, в весьма скромных бытовых условиях; его примеру следуют Ректор и Инспектор. На этих жизненных примерах воспитанники Семинарии приучаются к скромной жизни, ожидающей их в будущей пастырской деятельности». До нас дошли и слова из проповеди самого владыки Антония: «Украшением духовной школы должны быть не здания и обстановка, не показной блеск и наружный эффект, а дух учебного заведения, религиозность, скромность, трудолюбие воспитанников, их всецелая преданность делу Христову». За 14 лет своего существования Ставропольская Духовная Семинария выпустила 112 воспитанников. Поколение духовенства, которое взрастил митрополит Антоний (Романовский), обеспечивало деятельность приходов Северокавказского региона на протяжении более четверти века, сохранив преемство церковной традиции, воспринятое от Святителя-подвижника.

Как свидетельствовал Высокопреосвященнейший митрополит Гедеон, окончивший в те годы Ставропольскую Духовную Семинарию, «владыка Антоний старался успеть воспользоваться той недолгой отдушиной, что дало государство Церкви. Имея громадный жизненный опыт, он понимал, что скоро большевистский каток вновь прокатится по Православию. Поэтому и торопился укрепить в нас, тогда совсем молодых священниках, веру». Он остро чувствовал ответственность за тех, кого рукополагал в условиях воинствующего безбожия. Современники вспоминали, как он молился в это время: «Когда приближался момент совершения Таинства, голос его начинал дрожать… Эти переживания передавались и нам: все, находящиеся в алтаре, проникались сознанием важности происходящего… И в этом сопереживании совершалось Таинство Хиротонии. Вручая ставленнику частицу Тела Христова и обращаясь к нему со словами «Приими залог сей…», владыка уже не мог удержаться от слёз… Ведь это было время гонений, никто не знал, что ожидает Церковь завтра. Он представлял, что будет с этим молодым пастырем, и плакал…».

«Созидать Тело Христово» (Еф. 4; 12) владыке приходилось в условиях грубого противодействия представителей советской власти. Просветительную деятельность Церкви называли «религиозной пропагандой», церковную благотворительность – «нецелевым использованием средств»… И в этих условиях, когда нельзя было строить храмы, владыка Антоний созидал «храмы душ человеческих».

Владыка Гедеон начал своё интервью о митрополите Антонии (Романовском) со слов: «Он был человек непростой, внешне даже суровый, но под этой неприступной внешностью скрывалась добрая душа заботливого отца». Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви в 1950-е годы сообщали в Москву, что владыка «постоянно способствует устройству в своей епархии репрессированного духовенства», что он «оказывает материальную помощь семьям осуждённых по статье 58». Духовные чада митрополита Антония вспоминали, что хлеб, который на Ставрополье был одной из основных форм пожертвования, из сельских приходов привозили в Крестовоздвиженский храм, сушили в большом количестве сухари, и затем с разных почтовых отделений отправляли десятки посылок в тюрьмы и лагеря.

Помогая другим и духовно, и материально, себе он иной раз отказывал в самом необходимом. Даже безбожники замечали скромность его быта. Уполномоченный Совета в секретной характеристике архиерея писал: «…В личной жизни никаких излишеств не наблюдается. Живёт в маленькой комнатке рядом с канцелярией епархии, эта же комната является и столовой. Рабочий кабинет, он же и приемная, – тоже маленькая комната, в которой с трудом помещается письменный стол и два стула». Всё имущество владыки после его кончины уместилось в один чемодан.

Тем не менее, последние годы жизни архипастыря были омрачены гнусной клеветой со страниц центральной и местной прессы. 73-летнему старцу-аскету приписывали стяжательство, любовь к роскоши и распутный образ жизни. Началась хрущёвская антирелигиозная кампания, и в обществе целенаправленно формировался негативный образ священнослужителя. Новая волна гонений принесла архиепископу Антонию и другие скорби. В июне 1960 года была закрыта Ставропольская Духовная Семинария. Один за другим закрывались храмы: в 1959 году по Ставропольскому краю было снято с регистрации 6 приходских общин, в 1960 году – 7, в 1961 году – 14, в 1962 году – ещё 6. Уполномоченный пытался добиться закрытия даже архиерейской Крестовоздвиженской церкви, но владыка воспротивился этому, сказав: «Дайте мне спокойно умереть».

Незадолго до своей кончины владыка Антоний получил сан митрополита. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла он отслужил свою последнюю литургию. Осмотревший его врач сказал со дня на день ждать исхода, но владыка прожил ещё несколько месяцев, продолжая выполнять епархиальную работу.

В самый день смерти – 7 ноября 1962 года митрополит Антоний попросил читать над ним отходную и тихо молился. Перед тем, как испустить дух, он отчётливо произнёс: «Господи, Боже мой» и сделал знак духовнику. Тот прочёл разрешительную молитву, вложил в руки умирающего святой крест, и владыка тихо почил».

Секретарь епархии архимандрит Всеволод сразу после кончины владыки писал, что «память о нём жива какой-то особенной силой. Самые простые, казалось бы, далёкие люди вдруг обнаруживают такой глубокий интерес к его личности, его жизни, что просто диву даёшься. И всем больше всего запала в сердце его суровая простота и правдивость. Во всей его личности было какое-то неповторимое своеобразие». Собравшиеся у его гроба люди вспоминали многочисленные благодеяния почившего. О многих его благородных поступках узнавали впервые. Двор Крестовоздвиженской церкви был переполнен народом, на кладбище народа было ещё больше.

Любовь к почившему архипастырю жила в сердцах верующих. Однако не иссякала и ненависть к нему со стороны недоброжелателей: вскоре после похорон была кощунственно осквернена его могила: ломом разбили надгробную плиту и крест-памятник, сбили фотографию. Вступивший в 1975 году на Ставропольскую кафедру воспитанник владыки – архиепископ Антоний (Завгородний) – в конце 1980-х годов хотел перенести его останки в усыпальницу при Андреевском соборе, однако не успел это осуществить. Прошло ещё 15 лет, прежде чем состоялось это перезахоронение.

По благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского, 30 сентября 2004 года митрополит Антоний был перенесён в ограду Кафедрального собора святого апостола Андрея Первозванного.

Сейчас многие люди приходят сюда и испрашивают его молитвенного предстательства и помощи.

Библиография

 

1. Духоносный старец: интервью с митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.

2. Журнал Московской Патриархии. 1944. №3.

3. Журнал Московской Патриархии. 1957. №1.

4. Журнал Московской Патриархии. 1962. №12.

5. Иванов Д., прот. Наш «дедушка». // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.

6. Именной список ректорам и инспекторам Императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям Императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священно-служителям при русских церквах заграницей и начальникам заграничных духовных миссий на 1915 год. – Петроград: Синодальная типография, 1915. – С. 57-58.

7. История Русской Церкви. Т. 9: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917 – 1997). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 832 с., илл.

8. Леденёв А. В лагеря уже не бросали. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Январь. – С. 4-5.

9. «Любящий отец» / Публ. Е. Н. Шишкина // Ставропольский благовест. 2005. №7 (101). – С.7.

10. Малинка В. Он был добрым, но строгим. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.

11. Православная Энциклопедия. Т. II: Алексий-человек Божий – Анфим Анхиальский. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. – 752 с., илл.

12. Шишкин Е.Н. Кавказский священноисповедник митрополит Антоний (Романовский): жизнеописание. – Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии, 2006. – 200 с.

13. Шишкин Е.Н. Митрополит Антоний (Романовский). Вехи жизненного пути // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России: Материалы научно-практической конференции / Под общей редакцией игумена Романа (Лукина). – Ставрополь: Издательство Ставропольской и Владикавказской епархии, 2004. – С. 253-259.

14. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 годах. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1999. – 400 с. – (Материалы по истории Церкви, кн. 24).

 


Благочинный Будённовского округа принял участие в работе международной конференции в Киеве

21 октября, по благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского, секретарь Учёного Совета Ставропольской Духовной Семинарии, благочинный Будённовского округа кандидат богословия игумен Андрей (Мороз) принял участие в работе Международной научно-практической конференции прошедшей в Киевской Духовной Академии: «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы».

Пленарное заседании конференции возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, президиум составили: архиепископ Бориспольский Антоний, ректор КДАиС, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами УПЦ, архиепископ Полтавский и Миргородский, глава Синодального Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ.

В работе научного форума приняли участие преподаватели и воспитанники Киевской, Московской, Санкт-Петербургской, Белгородской, Минской, Воронежской, Одесской, Полтавской, Ставропольской, Тобольской Духовных школ. Светские ВУЗы были представлены на конференции делегатами из Белгородского государственного университета, Национального университета «Киево-Могилянской Академи», Таврийского национального университета им. В.И. Вернадского, Житомирского Государственного университета им. И.Я. Франка, Государственной Академии управленческих кадров культуры и творчества, Киевского Национального университета им. Т.Г. Шевченко.

По благословению Высокпреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского, Ректора КДА игумену Андрею (Морозу) было поручено возглавить работу четвертой секции конференции: «Прошлое и современность духовных школ»


Доклад: Духовно-нравственное воспитание в семье - основа духовного здоровья общества

Духовно-нравственное воспитание в семье

основа духовного здоровья общества

 «Как посмотришь на нашу молодёжь, то нельзя не пожалеть её! Как она ветрена! Как не думает ни о чём кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причинанеправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь». Эти слова принадлежат  святителю Игнатию Брянчанинову, жившему  в XIX веке. Они актуальны и в настоящее время

Надо признать, что неправильное воспитание стало следствием разрушения традиционных устоев семьи. И это, скорее, не вина, а беда родителей. В чём это выразилось

Во-первых, разрушены нравственные представления о браке и семье:

ü  Супружеские отношения перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства

ü  Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России стремительно растёт число разводов). 

ü  Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя

Во-вторых, утрачено традиционное восприятие родительства и детства:

ü  Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к падению престижа материнства и отцовства. Понадобился указ президента о материальном поощрении при рождении второго ребёнка для улучшения демографического состояния в стране

ü  Растёт число совершённых абортов, которые не осознаются как тяжкий грехубийство

ü  Увеличивается количество беспризорников, сирот при живых родителях

В-третьих, деформация коснулась и сферы семейного воспитания:

ü  Не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого общения

ü  Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребёнка

ü  Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока

В-четвертых, следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства

ü  Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения

ü  Нарушены процессы формирования нравственной сферы. У маленьких детей даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов. Дети школьного возраста не владеют навыками согласования  своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров. В молодёжной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными

ü  У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством

ü  В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников

Такая ситуация явилась результатом долгого периода духовного застоя. В  последние же  десятилетия нам в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. Традиционные основы воспитания и образования подменяются более современными, западными

ü  христианские добродетелиобщечеловеческими ценностями гуманизма

ü  педагогика уважения старших и совместного трударазвитием творческой эгоистической личности;

ü  целомудрие, воздержание, самоограничениевседозволенностью и удовлетворением своих потребностей

ü  любовь и самопожертвованиезападной психологией самоутверждения

ü  интерес к отечественной культуреисключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Это, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества

Для России с её многовековой православной культурой всё это противоестественно и гибельно. Ещё в декабре 2001 года, выступая на VI Всемирном Русском Соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Мы укоренены  в восточной культуре с её приверженностью традиционным ценностям, определённому укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства».

Почему речь идёт о семье, когда духовный кризис коснулся всего общества? Потому, что в воспитании будущих поколений семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности

 семье ребёнок осваивает основы культуры духовной и материальной. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы

Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растёт его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека

Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность. Святитель Феофан Затворник учит: «Отец и мать исчезают в дитяти, и как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти». Священник Александр Ельчанинов объясняет: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? В детствесила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церквиэто напитает их на всю жизнь». 

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведнаяограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органично соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укреплению семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и включаться в неё по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималась детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье

Современный порядок жизни совсем другой. Он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин всё большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остаётся ни физических, ни душевных сил для воспитания детей

За счёт чего же традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними?  Ответить на этот вопрос поможет понимание сути семейного уклада. Его составляющими являются:

ü  обычаи (установившиеся, привычные формы поведения;

ü  традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи); 

ü  отношения (сердечные чувствования и настроения);

ü  правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни

ü  распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени). В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина; суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений; сезонными изменениями в быту и труде

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, правила, распорядок дня есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих составляющих жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи, по мнению Ивана Александровича Ильина, в том «чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях». 

Замечательный русский философ Иван Ильин  обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребёнок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовёт и раскрывается»: 

ü  природа во всей её красоте, величии и таинственной целесообразности

ü  истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости

ü  неподдельное сочувствие всему страдающему

ü  действенная любовь к ближним

ü  блаженная сила совестного акт; мужество национального героя

ü  творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью

ü  непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает». 

тец Сергий Четвериков, известный пастырь Церкви середины ХХ века, размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни. Он называет

ü  религиозные воспоминания детства

ü  влияние природы

ü  влияние художественной литературы

ü  встречи с действительно религиозными людьми;

ü  посещение центров религиозной жизни (монастырей, святых мест); 

  чтение религиозной литературы

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идёт не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям необходимо не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придётся решать двойную задачу

1.    становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;

2.    создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, доброму и святому.. 

Сложностями на пути решения этих задач являются

ü  современное секуляризованное социокультурное окружение;

ü  скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания

ü  отсутствие чётких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности

ü  отсутствие системы духовно-нравственного просвещения просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей

ü  духовная немощь сегодняшних детей и родителей

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом 

- обретать сущностное понимание отцовства и материнства

- осваивать своё родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним

- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребёнка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточённой детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает крайне необходимым взаимодействие семьи со школой в решении воспитательных задач. Такое взаимодействие предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьиобщее объединение усилий

Надо отметить, что уже делаются определённые положительные шаги в этом направлении. Принята национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», в рамках которой намечено проведение таких мероприятий, как

·         разработка и внедрение просветительских программ духовно-нравственного воспитания


Родительское собрание в г. Будённовске

16 октября 2009 года в МОУ «Гимназия №7» г. Будённовска состоялась городская родительская конференция на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодёжи». В её работе приняли участие родители, педагоги, представители отдела образования, городской администрации, общественных организаций и СМИ. В ходе конференции были обсуждены вопросы содержания духовно-нравственного образования и воспитания молодёжи, принята резолюция с указанием мер, способствующих  сохранению и развитию духовного и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.

 

Православную концепцию духовно-нравственного воспитания в своём сообщении представил настоятель Воскресенской церкви г. Будённовска священник Михаил Тарнакин. Он обратил внимание собравшихся на то, что неправильное воспитание детей стало следствием разрушения традиционных устоев семьи, восприятия верного супружества и деторождения как тяжкого и нежелательного бремени: «Выход из сложившейся ситуации видится только в одном – в возвращении к отечественным традициям личного и семейного бытия, укоренённым в православной вере и жизни. И осваивать эти традиции родителям необходимо не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придётся решать двойную задачу: самим становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, и в то же время создавать и поддерживать в семье такую атмосферу, в которой бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, доброму и святому».
Референты епархиального реабилитационного центра провели встречу с молодёжью г. Будённовска

14 октября в Доме культуры г. Будённовска референты Спасо-Преображенского реабилитационного центра помощи наркозависимым Ставропольской и Владикавказской епархии провели большое профилактическое мероприятие для учащейся молодёжи города. Зал был полон юношами и девушками – студентами политехнического колледжа, вечерней школы, филиала Института дружбы народов Кавказа, воспитанниками детского дома.

Встреча, которую открыл руководитель Будённовского филиала центра Гурген Калустьянц, началась с рассказа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, отмечавшемся в этот день. Затем был устроен просмотр документальной ленты «Наркомания. Фильм для взрослых», без прикрас рассказывающей о губительной наркотической страсти и о деятельности Православного братства Святого Духа по её преодолению. Референты Братства, сами в прошлом наркозависимые, поделились с ребятами своим горьким жизненным опытом, рассказали о том, как проходили курс реабилитации в Спасо-Преображенском центре, о том, как это страшно – быть наркоманом, ломая и уродуя собственные молодые жизни и судьбы родных и близких. 

Конечно, эта острая и, увы, злободневная тема не могла оставить равнодушной аудиторию подросткового возраста, входящего в «группу риска» и подвергающегося всевозможным искушениям мира сего. Референтов засыпали вопросами, на которые те дали честные и взвешенные ответы. А самое главное – постарались объяснить, что гораздо проще не совершать ещё не ведомый грех, чем в дальнейшем  долго и с таким великим трудом  исцеляться от него. 


14 октября - Покров Пресвятой Богородицы

14 октября - ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГРОДИЦЫ

Христианские историки говорят о том, что почти шестьсот лет назад на греческую империю напали сарацины, неприятель был силен, и грекам угрожала большая опасность. В то время и произошло чудное явление Матери Божией. Случилось это во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».

Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков, - собрав последние силы, они победили сарацинов.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

 


День призывника в Степновском районе
Пришла осень, а вместе с нею, очередной призыв на срочную службу в рядах Вооруженных сил. В селе Степном провели традиционный День призывника, который открыл военный комиссар Степновского и Советского районов А. Масленников.

Напутствовал новобранцев священник Андрей Чернов. Священник напомнил призывникам о достойном несений воинского служения и звания солдата Российской армии. "Будьте же честными и правдивыми в своих делах, овладевайте военной наукой, будьте стойкими и верными своему воинскому долгу. Мы знаем и гордимся тем, что степновчане отличаются трудолюбием и ответственностью. Церковь высоко чтит образ защитника-воина. К лику святых причислены великие полководцы адмирал Ушаков, полководец Суворов, благоверный князь Александр Невский. Пусть благословение Божие на воинское служение всегда пребывает с вами".

Художественные коллективы порадовали призывников и гостей своими прекрасными выступлениями.


В селе Степном освящено новое здание Управления труда и социальной защиты населения

9 октября настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы села Степного иерей Андрей Чернов совершил чин освящения нового здания Управления Труда и социальной защиты населения Степновского района и отделение социально- реабилитационного центра. Обращаясь к сотрудникам социальной службы, батюшка напомнил заповедь: « Возлюби ближнего, как самого себя», заповедь о любви ко всякому приходящему не обращая внимания на национальность и положение в обществе.  За службой молились все сотрудники социальной службы-православные, мусульмане. Священник благословил сотрудников на дальнейшие труды и пожелал им помощи Божией в их нелегком и благодатном служении на благо жителей Степновского района.


ИДНК: молебен в день преподобного Сергия Радонежского

8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, настоятель церкви Воскресения Словущего священник Михаил Тарнакин совершил богослужение в часовне при Будённовском филиале Института дружбы народов Кавказа. На молебном пении присутствовали директор учебного заведения Н. А. Ляшенко, преподаватели и учащиеся института.

 

Отец Михаил поздравил студентов с днём памяти святого покровителя учащих и учащихся и обратил внимание на значение личного подвига преподобного в гражданской и церковной истории Руси. «Господь не требует от всех нас монашеской жизни, подобной той, которую проводил святой Сергий, но и мы должны стать для наших детей и учеников примером христианских добродетелей, чтобы, глядя на нас, они подражали нашей вере», -  сказал батюшка. 

 


Священник выступил на семинаре библиотекарей

В селе Степное библиотекари Степновского района  провели семинар на тему: «Работа библиотек в многонациональной среде».

На мероприятии присутствовали представители сельских и школьных библиотек, специалисты районной администрации, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Андрей Чернов и представители общественности.

Священник в своем докладе «Межнациональный диалог и сотрудничество людей разных конфессий» отметил: «для успеха межконфессионального диалога, необходимо знание не только своей веры и культуры, но и сопредельных культур и традиций, верований и обычаев».

 

Участники семинара  приняли решение продолжить сотрудничество с представителями конфессий и диаспор для формирования межнационального общения и распространения идей добрососедства.

 


Семинар по тюремному служению духовенства провели в ИУ №7

2 октября по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана  на территории женской исправительной колонии №7 г. Зеленокумска прошёл семинар по тюремному служению, в котором приняли активное участие священнослужители всех благочиний епархии и сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю.

Перед началом работы семинара в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы духовенство отслужило молебен, присутствующим на богослужении заключённым были подарены нательные крестики и иконки.

 

Окормление исправительных учреждений – одно из главных направлений социального служения Русской Православной Церкви. Сам Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «В темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (МФ. 25, 36, 40).

Духовенством Будённовского благочиния совершается пастырское попечение заключённых зеленокумской женской колонии и мужского лечебно-исправительного учреждения №8 г. Нефтекумска. Здесь регулярно совершают богослужения и беседуют со всеми, желающими встать на путь духовного исправления, протоиерей Димитрий Звездилин, священники Алексий Шелудько, Константин Капарулин, Роман Квитченко, Елисей Иванов. Поэтому неудивительно, что именно зеленокумская ИК №7, по приглашению её начальника Александра Петровича Золина, стала местом проведения семинара.

 

Руководили работой семинара – ответственный за тюремное служение в Ставропольской и Владикавказской епархии протоиерей Павел Самойленко и заместитель начальника УФСИН РФ по Ставропольскому краю Борис Иванович Яицкий.

Отец Павел вручил архиерейские грамоты сотрудникам уголовно-исполнительной системы, способствующим духовному окормлению вверенных их попечению исправительных учреждений.

Почётными грамотами от УФСИН РФ по Ставропольскому краю были отмечены священнослужители, более всех потрудившиеся на этом благом поприще. Среди награждённых – благочинный православных церквей Будённовского округа игумен Андрей (Мороз) и клирик Казанской церкви г. Зеленокумска иерей Роман Квитченко.

 

На семинаре выступающие делились с гостями своим опытом тюремного служения, давали практические советы и рекомендации. Борис Иванович Яицкий обратил внимание на то, что не только заключённые пенитенциарных заведений нуждаются в духовном попечении, но и личный состав. Заместителям начальников колоний по кадрам и воспитательной работе предложено наладить более активное взаимодействие со священнослужителями, которое невозможно без личного общения, совместного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

 

В своём слове к участникам семинара благочинный Будённовского округа игумен Андрей (Мороз) заметил, что всё вышесказанное свидетельствует о том, что при добросовестном сотрудничестве обеих сторон его благие плоды очевидны. «Нам не стоит забывать о том, что в исправительные учреждения попадают люди, не сумевшие преодолеть свои страсти и греховные наклонности. И их подлинное исправление невозможно без духовного обновления, которое может дать человеку только Господь. Священник, проходящий служение в тюрьме, может уберечь этих людей от последующих падений, вернуть их Богу и обществу», - сказал батюшка. Отец Андрей также предложил выписать всем окормляющим ИК священнослужителям постоянные пропуски, во избежание проволочек и недоразумений, имеющих место в закрытых учреждениях. Эта инициатива была поддержана всеми присутствующими.

 

После работы семинара его участники посетили Духовно-просветительский центр «Ковчег» и недавно построенную Никольскую церковь г. Зеленокумска.     

 


Освящено новое здание Управление пенсионного фонда в Будённовске

30 сентября, накануне Дня пожилого человека, благочинный православных церквей Будённовского округа игумен Андрей (Мороз) в сослужении духовенства благочиния совершил чин освящения здания Управления Пенсионного фонда РФ по г. Будённовску и Будённовскому району. Обращаясь к сотрудникам государственного учреждения, отец Андрей  напомнил о важности и радости их служения и благословил на дальнейшие труды в духе любви и терпения к ближнему.


Православная образовательная конференция в с. Зелёная Роща Степновского района

28 сентября по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана в доме культуры с. Зелёная Роща Степновского района прошла духовно-образовательная конференция «Храм – Небо на земле».

 

Благочинный православных церквей Будённовского округа игумен Андрей (Мороз), открывая мероприятие, отметил важность и целесообразность подобных встреч духовенства, педагогической и родительской общественности, учащейся молодежи, а также казачества. Он отметил, что в преддверии постройки нового храма в с. Зелёная Роща имеет место насущная необходимость в просвещении общества по ряду вопросов, связанных с устройством храма, смысловой нагрузкой церковных богослужений, иконописи и пения.

 

Начальник отдела социального развития администрации Степновского муниципального района Людмила Николаевна Колпакова пожелала участникам конференции плодотворной работы, напомнила присутствующим о значимости служения своему народу и Отечеству в любом качестве.

 

Виктор Васильевич Жигалкин, атаман Степновского станичного казачьего общества, в своём приветственном слове напомнил о духовных корнях русского народа, о значении Церкви в жизни христианина.

 

Священник Иоанн Кузнецов, настоятель Михаило-Архангельской церкви с. Покойное, ознакомил слушателей с историей церковного храмоздательства, начиная с ветхозаветных времен и оканчивая эпохой византийского императора Константина Великого (IV век). Отец Иоанн напомнил о том, что главное назначение храма заключается в том, что в нём происходит общая молитва верующих и приобщение христианина к Таинству Евхаристии через участие в Божественной Литургии как кульминации православного богослужения.

 

Педагог православного методического объединения «Светоч», действующего в с. Прасковея, Варвара Владимировна Марченко в своём сообщении рассказала о традициях и символике православной иконы, о видах иконографии, проиллюстрированных с помощью медиапроектора.

 

Её коллега Лариса Васильевна Кардаполова очень ярко, с применением музыкального сопровождения, рассказала о церковном пении, его видах и значении в православном богослужении.

 

Руководитель Будённовского филиала Спасо-Преображенского центра помощи нарко- и алкозависимым Гурген Томасович Калустянц рассказал о деятельности братства Святого Духа на территории Будённовского благочиния, о трудностях и радостях реабилитантов, черпающих свои духовные силы из неисчерпаемого источника благодати Божией – Матери Церкви.

 

После основной части конференции для старшеклассников сельской МОУ СОШ №10 был  показан документальный фильм «Сны». Его сюжет построен на отношении человека к сохранению жизни ещё нерождённого ребёнка и направлен на укрепление семейных отношений. Комментарий перед просмотром фильма был сделан протоиереем Димитрием Морозовым, настоятелем Вознесенской церкви с. Прасковея и духовником методического объединения «Светоч».

 

В секционной работе, посвящённой духовно-нравственному воспитанию на основе отечественных традиций, перед учителями и воспитателями были проведены мастер-классы с применением накопленного опыта преподавания курса Основ православной культуры (ОПК) в городах Будённовске, Зеленокумске и с. Прасковея. Представители отдела образования администрации Степновского муниципального района проявили неподдельный интерес к означенной тематике и в ближайшее время вынесут на обсуждение вопрос о введении курса ОПК в общеобразовательных и дошкольных учреждениях района.

 

Духовенство Будённовского округа во главе с отцом благочинным приняло также участие в круглом столе, посвящённом казачеству. Были обсуждены вопросы о значении Православия в жизни казака-христианина, о методах, способных возродить духовное начало в казачьих рядах и др.

 

В завершение всех мероприятий настоятель Рождество-Богородицкой церкви с. Степное священник Андрей Чернов, духовно окормляющий православное население с. Зелёная Роща, любезно пригласил всех гостей на общую трапезу.

 


Начало работ по устройству Поклонного креста положили в Крестовоздвижение

В праздник Крестовоздвижения, 27 сентября, настоятель Вознесенской церкви с. Прасковея протоиерей Димитрий Морозов совершил молебен с чтением акафиста Животворящему Кресту Господню и встретился с прихожанами и общественностью с. Новая Жизнь.

Были обсуждены вопросы относительно возведения в селе поклонного креста, на которое уже получено благословение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана.

 


Молодёжный форум в с.Иргаклы

Братолюбие и добрососедство – этим благородным свойствам человеческой души была посвящена работа молодёжного религиозного форума, который состоялся 23 сентября в с. Иргаклы Степновского района. Активное участие в работе форума приняли глава села Л.В. Кокарева, работники администрации Степновского района, представитель комитета правительства Ставропольского края по делам национальностей и казачества В.В. Вышеславов, исламское духовенство, специалисты Института теологии и международных отношений (г. Ставрополь). Многочисленную аудиторию составили преподаватели и учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы с. Иргаклы. Руководил работой форума его инициатор и вдохновитель – настоятель церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» священник Павел Иватской.

 

Прозвучавшие сообщения были посвящены вопросам преодоления экстремистских настроений на национальной и религиозной почве, которые пытаются посеять среди молодёжи радикальные «проповедники». Имамы традиционных исламских общин обратили внимание слушателей на единство человеческого рода, в силу происхождения всех людей от общих прародителей Адама и Евы.

 

Отец Павел ознакомил участников встречи с христианским пониманием братолюбия и мирных человеческих взаимоотношений. «Ненависть к людям другой национальности не имеет ничего общего с подлинным патриотизмом, с искренней любовью к своему народу. Если мы хотим жить в мире друг с другом – каждый из нас должен следовать в своей жизни тем нравственным идеалам, которые в течение многих поколений были присущи его предкам. Залог взаимного согласия народов в России – в сохранении их национальной и культурной идентичности», - подчеркнул священник.

 

Тема форума не оставила равнодушной молодёжную аудиторию – после его содержательной части школьники задали докладчиком много вопросов. Будем надеяться, что это интересное и полезное мероприятие поспособствует установлению и укреплению межнационального согласия на востоке Ставрополья.


[Первая -1] [Страница 98 из 115] [+1 Последняя]

Сайт Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии Русской Православной Церкви.