Дополнительно смотрите:
Венчание
НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕРКОВНОГО БРАКА
|
Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
|
Ныне, несмотря на повсеместное и массовое возвращение людей к Православию, к сожалению, часто приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением современных христиан к церковному браку, нередко с полным непониманием его смысла и необходимости.
Согласно учению Церкви, брак есть установленное Богом таинство, которое освящает супружеские отношения, делает супружеский союз неразрывным, возлагает на бракосочетающихся обязанность заботиться друг о друге, как о самом себе, и воспитывать своих детей в духе веры и христианской нравственности. 19 веков христианский мир верил в брак как в таинство, признавал его обязательную силу, - и как мало было случаев к разводу между супругами, а о браке так называемом гражданском и помину не было. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества.
И вот в ходе гонений на Церковь в советское время церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Каков результат? На наших глазах то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. А "свободный" (от всякой морали) Запад как бы говорит: это еще не предел, развод следует считать делом не только допустимым, но и полезным. "Неплохо бы раз в 7 лет менять прическу и мужа, - советуют своим клиенткам американские психологи, - это внесет новые ощущения в вашу жизнь".
В связи с этим возникает вопрос: содержит ли вообще в себе гражданский брак необходимые условия устойчивого счастливого брака?
Чтобы брак, понимаемый в его истинном значении, мог быть действительно счастлив, для этого необходимо чтобы вступившие а брак постоянно сохраняли сознание его высокого достоинства и не упускали из виду прав и обязанностей, освященных браком. Это - взаимная любовь супругов и уважение, это - не страстная любовь, скоро преходящая, а любовь, основанная на страхе Божием, любовь во образ Христа к Церкви, потому Апостол и призывает: "Мужие, любите своя жены, яко же и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню" (Еф. 5, 25).
Таким образом, муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, т.е. любить неизменно до конца жизни, любить до готовности страдать и умереть за нее, любить и в том случае, если бы жена и не любила его, любить, чтобы своею любовью расположить ее к себе. Такая любовь способна перенести все невзгоды в жизни, в состоянии загладить и несходство характеров, и разность наружных качеств, и различные недостатки и пр.
С другой стороны, жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Хотя, по учению слова Божия, мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства и владычества над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Да и какой представляется у Апостола эта власть? Самой нежной, бескорыстной, благородной властью. И в самом деле, какая власть может быть чище и выше владычества Христа над Церковью? Какое отношение может быть возвышеннее того, в каком находится Христос и Церковь? Здесь теснейшее родство, полнейшее духовное единение, самое справедливое уравнение прав, какое только можно представить себе, не унижая власти и подчинения.
А в браке гражданском могут ли существовать подобные отношения между супругами неизменно, до конца жизни? Без сомнения, нет, - об этом можно судить по его хрупкости и легкости к расторжению.
Людям века сего известна лишь страсть, понятно лишь увлечение, приятна одна чувственная любовь. Но минуты такой любви слишком коротки и мимолетны. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, распадается.
"От супружества - счастие временное и даже спасение вечное, - учил свт. Феофан Затворник. - Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому: а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе, б) Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но - ту одну, какую Бог определил, - взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других, в) Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к сему дару.
Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному.
Естественный, союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать же непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь... Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству" ("Начертание христианского нравоучения").
БРАКОСОЧЕТАНИЕ
Когда добрые дети, отправляясь в какой-либо неведомый для них путь, приходят к своей матери и просят ее напутственного благословения, тогда нежная мать, искренно благословляя их, каких задушевных чувствований своих не выражает, каких сердечных благожеланий при этом не изливает! Так же поступает любвеобильнейшая мать наша св. Церковь Христова, когда покорные чада ее - нареченные жених и невеста - являются во св. храм Божий, ища и прося ее материнского благословения на безвестный для них путь супружеской жизни. Чуждые дотоле друг другу, соединяясь, по указанию управляющего всем Промысла Божия, в одну чету, жених и невеста вступают, подлинно, в новую для них - семейную жизнь, и потому не знают, что ожидает их впереди в этой супружеской жизни: радость ли, спокойствие, или душевные какие-либо тревоги, скорби. В таком случае для них потребно верное напутствие, необходимо истинное указание на предстоящем жизненном пути. И вот св. Церковь, с любовию и торжеством приемля в объятия брачующихся чад своих, среди своих благословений каких трогательных молений не изливает о них, каких благожеланий не возвещает им! И эти усердные мольбы свои, эти благожелания она сопровождает торжественными и глубоко знаменательными обрядами.
По уставу церковному бракосочетание должно быть совершаемо непосредственно после литургии (Требн.), дабы жених и невеста благоговейным молением за литургией, очищением себя чрез таинства покаяния и причащения святейших Тела и Крови Христовых достойно приготовились к принятию благодати таинства брака.
Первая часть таинства брака - обручение.
Жених во св. храме становится по правую, а невеста по левую сторону, - так соблюдается Богом узаконенный чин и благоприличие: муж - глава жены и в порядке стояния первенствует пред своею женою. Два перстня для обручающихся полагаются вблизи друг друга на св. престол в знаменование того, что брачующиеся поручают свою судьбу воле Промысла Божия и от Господа, от Его св. престола испрашивают благословение на свое обручение. Жених и невеста держат в руках светло горящие свечи, чем свидетельствуют, что и побуждения к браку у них самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчетов, что брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого света грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна должна быть у брачующихся душа; как пламенно горят свечи - такою пламенною любовию они должны гореть во все время супружеской жизни друг к другу, к св. Церкви, их благословляющей.
Самые нежные родители не могут пожелать любимейшим детям своим столько благ, сколько испрашивает им у Бога св. Церковь при совершении таинства брака. Едва только жених и невеста вступили в храм Божий для испрошения себе благословения свыше на супружескую жизнь, св. Церковь тотчас же начинает воссылать свои моления ко Господу, где просит Его о брачующихся друг другу: о еже податися им чадом к продолжению рода; о еже ниспослатися им любви совершенней, мирней, и помощи; о еже сохранитися им в единомыслии и твердей вере; о еже благословипгися им в непорочном жительстве; о яко да Господь Бог дарует им брак честен и ложе нескверное.
Затем священник берет с престола перстни и возлагает на безымянные пальцы правой руки жениху и невесте.
Взяв сперва кольцо жениха, он трижды произносит: "Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над головой жениха и надевает кольцо. Затем берет кольцо невесты и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и также надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки. Затем жених и невеста трижды обмениваются своими кольцами.
Перстень, по древнему обыкновению, служил печатью и утверждением; троекратным обменом перстней печатлеется и утверждается полное взаимное доверие лиц брачующихся: отселе они вверяют друг другу свои права, честь и спокойствие; с этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, - и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне - круге - нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Жених, во свидетельство своей любви и готовности преимуществом сил своих вспомоществовать немощи женской, отдает свой перстень невесте, а она, в знак своей преданности мужу и готовности принимать помощь от него, свой перстень взаимно отдает жениху.
Теперь обрученные приближаются к аналою, на котором лежат св. Евангелие и крест Христов; этим Церковь внушает, чтобы во всех путях своей жизни, при всех предприятиях и начинаниях супруги имели пред взором закон Христов, начертанный в Евангелии, чтобы в язвах распятого на кресте Христа Спасителя искали себе утешения среди треволнений житейских. При этом св. Церковь словами св. псалмопевца, изображающего блаженное состояние богобоязненных людей в их супружеском, семейном быту, отвечает на вопросы ума и сердца брачующихся, что ожидает их впереди, какая доля благополучия готовится им. "Блажени вси боящийся Господа, ходящий в путех Его" (Пс. 127, 1), - вот краеугольный камень, вот тайна будущего семейного счастья непреложная, как непреложно слово Божие. Итак, истинное счастье супружеского союза зависит от того, как супруги будут вести себя в отношении к Богу и св. заповедям Его: если новобрачные будут благоговеть пред Богом и ходить путями Его, исполнять заповеди Его, то Сам Господь силою Своего могущества и премудрости будет устроять внутреннее и внешнее благо их жизни там, где чуждающиеся Бога встречают одни неудачи и скорби...
Обрученные жених и невеста становятся на одно "подножие" (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем - как счастливую, так и неблагополучную, - и всенародно пред крестом и Евангелием объявляют свое благое и непринужденное произволение на вступление в брак. Жених и невеста должны вступать в брак по взаимному согласию и желанию: непринужденное расположение их друг к другу служит ручательством семейного счастья в супружестве и одним из важнейших условий законности брака.
Впрочем, сердечное взаимное сближение жениха и невесты, внушаемое словом Божиим (Быт. 24, 57-58; 28, 1-2), должно быть освящено благословением родителей и заступающих место их (Суд. 14, 1-3). Грешно поступают дети, когда вступают в супружество без благословения своих родителей: молитвы родителей, благословение их, по свидетельству слова Божия, утверждает дома детей (Сир. 3, 9), т.е. скрепляет счастье и благополучие семейной жизни детей.
Итак, по изъявлении женихом и невестою пред лицом Самого Господа и пред всею Церковью взаимного согласия на вступление в брак, служитель алтаря Господня приступает к совершению самого венчания. Устами священника в трогательных молитвах св. Церковь вспоминает Самим Богом благословенные браки св. праотцев наших и призывает на брачующихся то же благословение Господне, коего сподобились они, молит Всевышнего сохранить брачующихся, как сохранены были Ной в ковчеге, Иона во чреве китове и три отрока в пещи Вавилонской, даровать новым супругам единомыслие душ и телес, долгоденствие, венец неувядаемый на небесах, даровать от росы небесныя свыше и от тука земного, вина и елея и всякия благостыни, дабы они могли, "всякое самодовольство имуще", преподавать и требующим. Вместе с тем пастырь Церкви умоляет Господа помянуть не только самих брачующихся, а и родителей их, "зане молитвы родителей утверждают основания домов..."
Но вот настала важнейшая, торжественнейшая, святейшая во всем чинопоследовании венчания минута. На благословенную чету возлагаются венцы - знамения царской власти, - и этим преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властию ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака.
"Венцы, - объясняет св. Златоуст, - полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?" В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства пусть примут они твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.
При возложении венцов на жениха и невесту служитель алтаря Господня произносит: "Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)", "Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя)", и, трижды (в честь Св. Троицы) благословляя обоих, трижды же возглашает тайносовершительные слова: Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)! "Господи! - как бы говорит этими молитвенными словами священник. - Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славою и честию, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотою и святостью, как сияют их венцы, - и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть вредну, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские".
Так св. Церковь тайно действенно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста - жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6).
Теперь супругам необходимо узнать свои обязанности в отношении друг к другу, - и вот Церковь Христова предлагает в читаемом при бракосочетании апостольском чтении истинное учение о взаимных обязанностях мужа и жены. Брачный союз, по учению слова Божия, есть тайна великая (Еф. 5, 32), вследствие того, что он представляет собою отпечаток, отображает в себе духовно благодатный союз Христа Спасителя с Церковью. Чистая, неизменная взаимная супружеская любовь, знаменуя собою любовь Спасителя к Церкви, является источником всех супружеских добродетелей, источником взаимного семейного спокойствия и счастья; она облегчает все трудности, скорби и болезни супружеского состояния, - она дары счастья возвышает и нужды бедности делает сносными. Муж есть глава жены, говорит св. ап. Павел, как и Христос - Глава Церкви (23 ст.). Но Спаситель до того возлюбил Церковь, что предал Себя за нее (25 ст.), умер на кресте ради ее святости и непорочности, - так и муж должен любить свою жену, как самого себя (33 ст.), должен любить до готовности положить, в случае надобности, самую жизнь за свою жену, дабы доставить ей истинное спасение. Мужья должны любить своих жен, как свои тела, учит тот же св. Апостол: любящий свою жену любит самого себя (28 ст.). Итак, муж должен быть главою своей жены, - но не безрассудною, не скудоумною, не ветреною, а главою разумною, мыслящею. Муж должен быть главою жены, - но не для того, чтобы мучить жену жестокосердием, холодностью, непомерными требованиями (жена есть тело мужа: если же голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама), - а для того, чтобы, по слову Божию, благоразумно обращаться с женой, как с немощнейшим сосудом, оказывая ей честь как сонаследнице благодатной жизни (1 Пет. 3, 7), чтобы быть всегда и везде образцом для жены своей и с христианскою кротостью замечать и исправлять недостатки ее. Муж должен быть истинным другом и попечителем неразлучной спутнице своей, должен искать отрады себе и утешения не на стороне, не в чужих домах и собраниях, а у себя дома, вблизи своей жены, которая оставила дом родителей своих ради мужа и всего ожидает от него одного...
Как Церковь повинуется Христу, так и жены - своим мужьям во всем, как Самому Господу (Еф. 5; 22, 24), повелевает слово Божие; но отнюдь жена не должна "властвовать над мужем... ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщен, но жена, прельстившись впала в преступление" (1 Тим. 2, 12-14). Церковь Христова свято и богобоязненно исполняет волю Господа, - так должна поступать и жена в отношении к мужу своему. Жена должна стараться блюсти честь и имя того, кому сочетал ее Всеблагий Промыслитель, привлекать к себе расположение мужа не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою (1 Тим. 2, 9), а своею разумною покорностью, ненарушимою верностью, кроткими внушениями, добрыми распоряжениями в доме и всеми способами, которые дарует великое имя помощницы мужа.
Другой назидательный урок преподается супругам в положенном при бракосочетании евангельском чтении о браке в Кане Галилейской. Бедная чета, не имевшая средств припасти достаточно вина для угощения брачных гостей, была, однако, достойна того, чтобы Сам Господь Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью почтили брак Своим присутствием, чтобы Сама Царица Небесная обратила на бедность ее Свое внимание и умолила Сына Своего помочь нужде новобрачных чудесным претворением воды в вино.
Итак, бедность нисколько не препятствует супругам христианским богатеть благочестием: благоустроенная жизнь человека, по слову Христову, не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15). Если новобрачные будут полагать главное сокровище свое в Боге, если будут украшаться христианским благочестием и исполнять заповеди Христовы во все дни жизни своей, то Господь Бог, "сподобивый в Кане Галилейской честный показати брак Своим присутствием, Сам ущедрит их и исполнит дом их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, дарует обильное пропитание для супругов и домочадцев, дарует Свое святое благословение на все труды их, на села и поля, на домы и скоты их, дабы все умножалось и сохранялось..." (Требник).
По прочтении Евангелия преподается новое наставление супругам. Приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно вкушать из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.
По вкушении из чаши пастырь Церкви, соединив десницы супругов и покрыв их концом епитрахили (в знамение того, что они соединились во Христе, и что муж чрез руки священника получает жену от самой Церкви), троекратно обводит новобрачных кругом аналоя, выражая этим обхождением их радость, духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, кругообразным обхождением бракосочетавшиеся являют знамение того, что они будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Обхождение совершается трижды во славу Св. Троицы, Которая, таким образом, призывается во свидетельство обета супругов.
По окончании шествия снимаются венцы с новобрачных при особых приветствиях, в которых служитель Божий желает им возвеличения от Бога, веселия, умножения потомства и хранения заповедей Божиих: "Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия. И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог". Затем в двух последующих молитвах: "Боже, Боже наш" и "Отец, и Сын, и Святый Дух" священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, стоящим лицом к преклонившим головы новобрачным, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.
Наконец, бракосочетавшиеся, муж и жена, дают друг другу целование, - и чин венчания оканчивается.
Вот как все благообразно и к назиданию нашему совершается в священнодействии брака, как все возносит нас от земли к небу! Господь наш Иисус Христос для того и благоволил освятить брачный союз благодатию таинства, чтобы супруги христианские, представляя таинственный образ святейшего союза Его с Церковью и вспомоществуемые благодатию таинства, украшались богоподобными совершенствами.
Как же далеки должны быть от нас всякое движение бесчинное, всякое слово праздное, всякая мысль лукавая и нечистая, как благоговейно и внимательно мы должны стоять во храме в то время, когда испрашивается благословение Господне для новой четы, когда незримо с нами присутствует Сам Господь Иисус Христос, подобно тому, как Он присутствовал на браке в Кане Галилейской!
На брачном торжестве св. Церковь дозволяет нам веселие и радость, но желает, чтобы радость и веселие наши были чисты, святы, достойны того великого таинства, ради коего они дозволяются. "Брак и учреждение на нем (пир), - говорит Церковь Христова в руководство нам, - со всякою тихостию и подобающей христианам честностию во славу Божию да бывает, не козлогласованием диавольским, ни плясанием и пиянством, яже христианам запрещена суть; супружество бо есть дело святое: темже и свято сие совершат достоит". "Брак должен быть провождаем благочинно, христианским образом, а не языческим, без песней скверных и соблазнительных, без криков, содомскую паче, нежели христианскую свадьбу показующих; а также без волшебства и всяких скверных действий". "Позванным на брак подобает скромно, честно и с благоговением вечеряти или обедать, как прилично христианам", - изрекли древле святые и богоносные отцы на соборе. Скромное, благоговейное наше пиршество брачное благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда. (Свящ. А. В. Рождественский. "Семья православного христианина".)
СОВЕТЫ ВЕНЧАЮЩИМСЯ
Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.
В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы. При этом устанавливается приблизительное время венчания, так как венчания, возможно, начнутся только после других треб. Также можно договориться и с конкретным священником.
В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.
В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение.
Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост - воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, - а если супружеская жизнь уже имеет место - воздержание от брачных отношений.
Молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого).
Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.
Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.
Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол.
Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей, организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме - держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными.
Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания - 30-40 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.
ВЕНЧАТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви, Но бывает, что невенчанные супруги всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии.
Церковь никогда, не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Церковно – канонические препятствия к браку
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен таинством брака.
Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) обьявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.
Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
В наши дни церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза, разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители – атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника хотя бы одного из супругов.
Венчание не совершается :
- В течение всех четырех многодневных постов;
- Во время Сырной седьмицы (масленницы);
- На Светлой (Пасхальной) Седьмице;
- От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- Накануне двунадесятых праздников;
- По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
- 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
- накануне престольных храмовых дней (в каждом храме – свои);
При чрезвычаиных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространены и суеверия, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет, некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец – сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно – всякое бывает.
«Наречение имен не так маловажное дело, как думают люди, которые лучше помнят имена, нежели знают существо и отношение предметов. Мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой. Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому».
|