СОДЕРЖАНИЕ:
Главная
Новости
Храмы
Святыни
Библиотека
Молодежная страничка
Контакты
КРАТКО О ВАЖНОМ:
О Великом Посте
Азы Православия
Крестины
Исповедь
Венчание
Суеверия
Погребение
В защиту веры
Церковь и армия
В защиту жизни

 
Георгиевская епархия
Епархия
Патриархия.RU

 
Православие.Ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

Рейтинг@Mail.ru

Новости

[Первая -1] [Страница 85 из 88] [+1 Последняя]

6 декабря – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского.

6 декабря - день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. С его именем неразрывно связана не только история России, но и с. Прасковеи. В 1911 г. в селе был выстроен каменный храм, посвященный св. Александру (ныне территорию занимают гаражи СХП Прасковея). Как и многие храмы Свято-Крестовкого уезда, Александровский был разрушен в годы лихолетья.


Вниманию посетителей сайта предлагается слово свидетеля той непростой эпохи священномученика Фаддея (Успенского), ахиепископа Тверского.


СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО


Мы собрались сегодня, братие, для духовно­го празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования?


Одни, например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой бла­говерный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отече­ству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятель­ностью, склонны сосредоточивать все внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя?


Если мы приведем себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн, если вспомним, что, имея всю возможность и множество пово­дов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благовер­ный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несен­ный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинст­ва легко сменил на схиму, - то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного обра­за того же самого “нового человека, который обновляется по образу Создавшего его” (Кол. 3, 10), каковой образ носили все вообще свя­тые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пу­стынь. У них научился многому святой благоверный князь Алек­сандр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, ед­ва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Ио­анн Златоуст). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, напечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил на­ших воплотить их в своей жизни - вот о чем напоминает нам ежегод­ное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра.


Услышав это, быть может, кто-либо подумает: “Неужели же и ны­не нужно идти в пустыни, чтобы учиться у преподобных?” Конечно, пустыня есть истинное и лучшее училище для желающих жить по ду­ху Христову, ибо там более всего заботятся, всю жизнь свою посвя­щают тому, чтобы воплотить в себе образ Христов. У преподобных мужей должны бы были учиться и современные люди жизни духов­ной, ибо существо духовной христианской жизни одно во всех свя­тых, так как нет особой религии для князей, для священников, ми­рян, воинов и различных общественных деятелей. Но если жизнь со­временного человечества слишком далека от того, чтобы увидеть в пустыне училище жизни, то обратимся к тому, что ближе нам, обра­тимся хотя бы к нашим писателям, которые являются для нашего об­щества главными руководителями мысли и даже жизни, и посмот­рим, не найдем ли мы и у них сознательного или хотя бы невольного преклонения пред величием духовного лика преподобных и не от­блеск ли этого лика в их духовном образе, отразившийся на художе­ственном таланте этих писателей, увеличил силу общественного их влияния?


Не будем говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, Глеб Успенский, из которых первый с великим благоговением прелонялся пред религиозным идеалом жизни (смотреть особенно “Перепи­ску с друзьями”), так что последние годы жизни его за неумеренное будто бы преклонение пред религиозным идеалом даже представля­ются многими в мрачном свете, а второй как бы переродился в ка­торге от чтения Библии, в своих писаниях проводил чисто христи­анский идеал и сам в Петербурге, в церкви Знамения Пресвятой Бо­городицы, нередко молился на коленях со слезами, третий причис­лял святителя Тихона Задонского и ему подобных к истинной народ­ной интеллигенции (“Власть Земли”).


Не будем останавливаться и на Льве Толстом, который не хочет признать ни науки, ни искусства са­мих по себе, если они отрешаются от религии; который говорит (в самообольщении, конечно), что живет единственно для Бога, для ис­полнения, как он выражается, воли Того, Кто послал его в мир. Оста­новимся на тех писателях, любимых нашим обществом, у которых, кажется, менее всего можно встретить преклонение пред подвижни­ками религиозного идеала.


Так, Салтыков-Щедрин говорит, что Евангелие возбудило в нем много совершенно новых мыслей: “Оно посеяло в сердце моем зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так порабощал меня... Я вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Право на это созна­ние я переносил и на других. Доселе я ничего не знал ни об алчущих, ни о жаждущих и обремененных, а видел только людские особи, сло­жившиеся под влиянием несокрушимых порядков вещей; теперь эти униженные и оскорбленные встали предо мною, осиянные светом, и громко вопияли о прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков”.


Лесков любил молиться наедине, крестился, когда выходил из дома, и в объяснение этого говорил: “Крест напоминает Того, Кто пострадал на нем... Поминать Христа следует чаще, чем мы это делаем”. Лесков говорил, что “хочется ему скорее перейти в иной мир”, где будет “лучше”.
Дух мой растет и крепнет. Он уже теперь (пред смертью) освобождается от земной оболочки и рвется более совершенным к Творцу вселенной. Это моя религия.,. без религии нет и нравственности... нельзя нравственность созда­вать без религии: на чем вы ее основаете?..”


Чехов не любил положи­тельно и определенно высказываться о Боге и вообще о вопросах ре­лигиозной жизни. Но и он с заметным сочувствием останавливается в произведении “Мужики” на событии, когда по селу носили Живоносную. Это событие было истинным праздником в селе, все испы­тывали особенное возвышенное настроение, увидели, что еще не по­рвана окончательно связь земли с небом и возможно просвещение оттуда земной непроглядной жизни деревни.


В другом произведении (“Моя жизнь”) Чехов говорит: “В самом деле, были (в жизни мужиков) и грязь, и пьянство, и глупость, и об­маны, но при все том, однако, чувствовалось, что жизнь мужицкая в общем держится на каком-то крепком, здоровом стержне. Каким бы неуклюжим зверем ни казался мужик, идя за своей сохой, и как бы он ни дурманил себя водкой, все же, приглядываясь к нему ближе, чув­ствуешь, что в нем есть то нужное и очень важное, чего нет, напри­мер, в Маше (дочери инженера) и в докторе (Благово), а именно: он верит, что главное на земле правда и что спасение его и всего наро­да в одной лишь правде, и потому больше всего на свете он любит справедливость”.


Наконец, Горький, хотя многих из своих героев выводит безрелигиозными и даже восстающими против Бога, но и он останавливается пред существованием в человеке совести, не за­молкающей даже на крайней ступени падения человека (рассказ “Тоска”), говорит, что “человек всюду носит в себе Бога... Я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба... но и там сверкают на солн­це неоцененные алмазы великодушия, ума и героизма, и там есть лю­бовь и красота... в крупицах, в малых зернах, да! - но есть”. Не гово­рим уже о таких типах, как Лука странник (“На дне”), в которых Горький еще более приближается к народному идеалу истинного че­ловека.


Итак, если чтимые нашим обществом писатели или сознательно, невольно преклоняются пред религиозным идеалом Евангелия, пред народным идеалом, а этот последний есть идеал преподобных, то пусть и из нас никто не считает религию лишь одною из числа тех обязанностей, которые исполнить требуется общественными приличиями или необходимостью; пусть религия, вера во Христа будет для нас действительно тем, чем всегда сознательно или хотя неволь­но признавали ее и лучшие наши писатели, то есть основою нашей жизни, глубочайшим жизненным нервом, управляющим всеми ее движениями.


Приложим заботу к тому, чтобы хотя изредка, хотя вре­менами сердце наше согревалось для любви к Богу, во время молит­венных собраний и в различных случаях жизни приходило оно в умиление! И как вера святого благоверного князя Александра и дру­гих святых “побеждала мир” (1 Ин. 5, 4), так пусть побеждает она и в нас “мир” со страстями его, да одушевляет на подвиги любви и на ис­полнение заповедей Христовых! Аминь.


Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской


С 28 ноября начинается Рождественский пост.

С 28 ноября начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.


Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни вторник, четверг, суббота и воскресенье разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то
разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.


Семинар-совещание духовенства и педагогов церковной и светской системы образования

15 ноября в Вознесенском храме с. Прасковеи Буденновского района по благословению Преосвященнейшего Епископа Феофана был проведен семинар-совещание духовенства и педагогов церковной и светской системы образования Буденновского благочиния.


Были заслушаны сообщения на тему проблем духовно-нравственного воспитания в светской системе образования и способы их решения.


В своем сообщении настоятель Вознесенского прихода с. Прасковеи иерей Димитрий Морозов

рассказал о возможных методах привлечения семьи и детей к Православию. Например, повсеместные приходские просветительские беседы перед Таинством Св. Крещения могли бы дать свой положительный результат в возможном поверхностном отношении к вере и Церкви, привести людей к более осознанному выбору и ответственности. Был также приведен пример того, как можно помочь семье в осмысленном выборе мировоззренческого пути ребенка через факультативный курс по Основам православной культуры в средних, основных и дошкольных учреждениях села.


Свою обеспокоенность по духовно-нравственному воспитанию детей выразила Н.В. Хмелева – руководитель Детской воскресной школы Казанского прихода г. Буденновска. Через неприятие чиновниками Государственной Думы регионального и школьного компонента образования, в рамках которых во многих регионах и областях ведутся Основы православной культуры, учащиеся будут лишены приобщения к духовной культуре и традициям своего народа.


Затем духовенство и гости побывали на двух открытых занятиях по ОПК в МОУ ООШ №11 и МДОУ №33 “Светлячок”.


Второй год при основной школе №11 ведутся факультативные занятия по ОПК. Один из уроков, посвященных Дню народного единства, был представлен зрителям. Рассказ о Казанской иконе Божией Матери, о помощи Царицы Небесной нашему Отечеству подкреплялся живым детским участием. Напоследок школьники спели патриотическую песню из цикла О. Дубовой “Честь имею”, засвидетельствовав, тем самым, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основах православной культуры является востребованным в этом образовательном учреждении.


В детском саду “Светлячок” работа с детьми по данному направлению ведется третий год. Гостям было показано занятие на тему:
Храм – дом Божий. Дошкольники под руководством воспитателя постарались передать свое восприятие храма, его устройства и значения в стихотворной и музыкальной форме.


Далее семинар продолжился в храме. Учитель начальных классов МОУ СОШ №3 с. Прасковеи Апряткина З.В. предложила поразмышлять над тем, как лучше закрепит знания, полученные школьниками по курсу ОПК. Только через семейный жизненный уклад и традиции возможно прижиться тому, о чем говорят культурологические занятия. Успешность трудов педагога будет видна и в работе с родителями.


Преподаватель ДВШ Вознесенского прихода с. Прасковеи Насонова Е.В. рассказала о трехлетнем стаже работы с детьми при храме, трудности и способы их преодоления путем нравственной работы с каждым учащимся.


Руководитель Буденновской детской общественной организации “Чайник” Петриенко П.В., сотрудничающий с Вознесенским приходом, как бы подытожил формы и методы всех выступавших, высказав свое видение проблемы. Уже 10 лет он непрофессионально, т.е. без специального педагогического образования, занимается с детьми разного возраста. По его мнению, через личный пример педагога, да и любого мирянина, можно успешно воздействовать на духовность и нравственность молодого поколения. На его занятиях по компьютерному делу, радио- или туризму со скаутингом обязательно присутствует нравственная составляющая, тесно связанная с православными устоями. Посредством подобного взаимодействия и путем совместных семейных походов видится положительная внешкольная работа с детьми.


Таким образом, в процессе работы семинара определилось несколько направлений работы с подрастающим поколением:

  1. Детская воскресная школа.
  2. Факультативные занятия по желанию родитей в детских садах и школах.
  3. Классные часы и спецкурсы по православной тематике и культуре.
  4. Внешкольная кружковая, секционная и клубная работа.

Все собравшиеся пришли к выводу, что по всем обозначенным пунктам возможно найти точки соприкосновения с дошкольными и школьными учреждениями, либо организовать свою внешкольную работу на приходах или в приспособленных помещениях.


По окончании семинара всем гостям по доброй традиции была предложена трапеза.


21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангел Михаил один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.


Имя Михаил на еврейском значит "Кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: "Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.


Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).


В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).


Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник "Собора" (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.


10 ноября - день святой великомученицы Параскевы.

В то время как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонения на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица по имени Параскева. Родители ея, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Единороднаго Сына Божия, для котораго и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.


Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нея таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.


В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целию истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали: "Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятаго Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не покланяющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице".


Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святый Дух, и лицо ея сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили: "Посмотри! Она нисколько не удручена печалию, лицо ея даже как будто сияет". Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ея лица, сказал предстоявшим: "Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту". И он сказал ей: "Девица, скажи нам твое имя!" Святая Параскева отвечала: "Я христианка, раба Христова". Военачальник сказал: "Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящия из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей". Святая отвечала: "Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался".


Мучитель на это сказал: "Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала". Святая отвечала: "Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (параскева по-гречески значит пятница)".


"Родители мои, - продолжала святая, - пятый день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на крест Свою жизнь. Бог и даровал им плод честнаго их супружества - меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, я - общница страстям Христовым". Военачальник сказал: "Перестань говорить сии безумныя слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле". На сие святая Параскева ответила: "Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь. Тогда Военачальник сказал: "Я помилую твою красоту и пощажу юность твою. "Не щади временной красоты: - сказала святая, - ныне она цветет, а на утро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение".


После сего военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ея (ведь он поражался и соблазнялся ея красотою), приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей: "Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большаго от нас почета". Она ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал: "Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?" Святая на это плюнула ему в лицо. После того мучитель страшно приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ея ребра железными когтями и растирать власяницей ея раны; ея плоть таким образом была изодрана до костей.


Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. Когда она лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей: "Девица, общница Христовым страстям, возстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честныя орудия: крест и терновый венец нетленнаго Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящия ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, возстань! Христос Господь исцеляет тебя".


И вот мученица возстала как бы от сна, а явившийся ангел, приступив, отер губою все раны святой мученицы, и все тело ея стало крепким и здоровым, а красота ея лица стала еще более поразительною. Она облобызала орудия Христовых страстей, а равно также поцеловала и явившагося к ней ангела и прославила Бога. Небожитель после сего стал невидим.


С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ея теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ея красоте, он сказал ей:"Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь". Святая на это сказала: "О, военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь"!


Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала: "Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос - падите все вы на землю и превратитесь в прах". И вот, по слову святой, пали и разсыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольскаго храма и стали взывать: "Велик Бог христианский!" Скверные жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и плача сказали ему: "Военачальник! Мы говорили тебе - умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она ныне своим волхвованием сокрушила всех наших богов".


Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву: "Какими волхвованиями ты сделала сие"? Святая отвечала: «С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: Явись мне Спаситель мой,-Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!"


Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ея ребра свечами. И палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала: "Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей".


И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество боззаконников. А народ взывал: "Велик Бог христианский"!


И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как-бы на него не возстал народ, и приказал усекнуть святую мечем. В то время как отсечена была ея голова, некоторые слышали голос на небе произносящий: "Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!"


Христиане с благоговением похоронили тело святой в ея доме. Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.


На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно разсвирипел и сбросил его в овраг; упавши военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.


Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ея мощей подавались болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь, и поклонение во веки, аминь.


(Жития святых святителя Димитрия Ростовского)


Православный Фестиваль прессы Юга России «Свет веры» (впечатления участника)

15-16 октября в Ставрополе проходил первый фестиваль православной журналистики "Свет веры". Меня и Татьяну пригласил принять участие о.Дмитрий, чему мы были несказанно рады. Я впервые была на такого рода мероприятии и поэтому мне было очень любопытно, как это всё будет выглядеть?


1-й день. Ставрополь. Дворец детского творчества (ДДТ).


После поселения в гостинице и регистрации в ДДТ, где проходил первый день фестиваля, мы отправились в загадочное место – склады епархии. Это склад православной литературы и церковной утвари. Меня приятно порадовали цены на книги. Но, к сожалению, товары по этим ценам доступны только для приходов. О. Дмитрий разрешил нам выбрать для себя книги, я выбрала очень красивое издание "Библия в иллюстрациях".


Пленарное заседание, как и ожидалось, было довольно скучное. Многие участники вообще просто периодически засыпали. К тому же выяснилось, что более половины приглашенных из Москвы не приехали из-за выпавшего накануне там обильного снегопада. Были в основном представители края и остального юга России.


Нас снимали несколько ТВ компаний, что придавало нашему собранию …. престижность иофициальность.


На пленарном заседании выступающие определили цели и задачи предстоящего форума. "Этот съезд – первый шаг в направлении распространения православной культуры на юге России" - сказал протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии.


А Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан отметил, что "по мнению французских СМИ Православная Церковь – самый стабильный институт в самом нестабильном государстве. Наш фестиваль – это лакмусовая бумажка, т.к. через православную журналистику общество смотрит на православие. Этот съезд покажет, на что нужно обратить внимание православной журналистике в первую очередь. И чем больше народу будет вовлечено в этот процесс, тем лучше для развития православной культуры".


Первый день завершился весьма интересной экскурсией по храмам Ставрополя. Еще раз пожалели, что нет фотоаппарата. Посетили и действующие храмы и строящиеся, и восстанавливаемые. Было очень приятно, что для нас открыты были все храмы, даже те, которые закрыты для посещения. Нашими гидами были студенты Семинарии при Андреевском кафедральном соборе. В приватной беседе с одним из них мы узнали, что практически все выпускники семинарии женаты, за 5 лет учебы в семинарии на его памяти только один из 60 семинаристов принял монашеский постриг. Так что современные батюшки предпочитаютзаводить семью.


2-й день…пос. Рыздвяный. Дворец культуры


16 октября работа фестиваля продолжилась в поселке Рыздвяном. Там состоялась пресс-конференция участников, открытие выставки печатных СМИ, работа мастер-классов и круглых столов. В поселке мы посетили очень красивый храм Рождества Христова. Храм построен на средства "Кавказтрансгаз" (региональное отделение "Газпрома"). Семинарский хор исполнил псалом под сводами храма. Очень впечатлило! Я впервые услышала такое исполнение, поскольку в наших храмах церковные песнопения поют в основном старушки.


Дом культуры поселка тоже выглядел довольно солидно.


Мы с Татьяной посетили 2 секции: "Принципы организации деятельности редакции православной газеты" и "Моральная ответственность СМИ".


1-е занятие больше было похоже на лекцию. Но очень полезную, во всяком случае для меня, как бывшего редактора детской газеты "Следопыт". Занятие проводил ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Чапин Сергей Валерьевич. Он обозначил критерии православной газеты. В первую очередь, газета должна быть интересной, новой, и в силу своей специфики, православное издание должно быть полезно и нравственно.


Журналист – не судья! Он просто пишет летопись современного времени. В журналистике существуют такие понятия, как событие и комментарии. И необходимо различать их. Если мы говорим о событии, то говорим только о событии или о позиции церкви на то или иное событие. А вот комментарии – это особая область журналистики. И тут, надо сказать, что объективной журналистики НЕ было, НЕТ и НЕ будет. И, если мы хотим, чтобы наше издание было интересным, необходимо давать одному и тому же событию разную оценку от разных авторов. Если же такого разнообразия нет в газете, то обычно такое издание называют пиаром. И вряд ли оно заинтересует широкий круг читателей.


Для многих церковных СМИ событием является, в основном , богослужение Патриарха в храме. Но такое событие обычно очень трудно представить интересным в СМИ, поскольку богослужения проходят по обычному сценарию, и из года в год мало, чем отличаются.Такое событие не несет никакой информации, поэтому и интерес к такого рода мероприятиям, чисто новостной.


А вот, что представляло бы интерес, с точки зрения журналистов, так это проповедь, т.е. живая речь. Проповедь – это важная часть богослужения. К сожалению, в настоящее время хороших проповедников очень мало либо речь изобилует банальными фразами. И это


В православных СМИ также должны быть ответы Церкви и на социальные вопросы. По сути, вопросов таких очень много, а ответов мы не знаем. И это, по моему мнению, действительно так. Ведь как поступить в той или иной жизненной ситуации, либо как вести себя на каком-либо мероприятии, хотелось бы услышать мнение Церкви на этот счет.


И еще один момент, на которое обратил внимание Чапин -это внешний вид православного издания. "Издание – сказал он - должно быть нарядным и аккуратным. Используйте церковно-славянский шрифт "ирмалагион". На сегодняшний день это самый лучший шрифт для газет православного направления. Такая газета, как впрочем и любая другая, должна иметь ясную структуру текста, т.е соответственно должны быть оформлены заголовки, подзаголовки, врезы и проч."


Круглый стол "Моральная ответственности СМИ" прошел живо и интересно.Сначала выступали честные отцы из президиума, говорили о том, как ответственно должны подходить журналисты, комментируя то или иное событие православной жизни. Сказали, что хорошо было бы, если в каждом приходе был пресс-секретарь, который грамотно работал бы с журналистами, т.е. знал, что можно говорить, а что нельзя и "переводил" язык богослужения на журналистский язык.


Затем посыпались вопросы. Очень активно работала делегация священнослужителей из Владикавказа. Они сказали, что и Церковь в свою очередь должна следить за своими же публикациями и интервью. Привели пример интервью знаменитого богослова и философа диакона А.Кураева для "Интерфакса", который во всеуслышание высказал свою отрицательную позицию на межнациональные браки. Председателькруглого стола Владимир Вигилянский сказал, что разберется с этим вопросом при личной встрече с Кураевым. Может быть, здесь как раз имеет место перефразирование слов священнослужителей журналистами.


Еще одна проблема православных СМИ – это цензура. В последнее время в продаже или даже в свободном распространении появилось много якобы православных изданий сомнительного содержания. Такие издания, прикрываясь псевдоблагословлением патриархии,вносят сомнения и удивление в сердца православных верующих. Решено было разместить на официальном сайте патриархии так называемый, "черный" список такой литературы и просить всех, кто столкнется с такими случаями, сообщать редакции.


И последняя проблема, почти крик души – это "издательский совет нуждается в авторах! Т.е. пишут-то много, но вот стоящих статей очень мало" - это сказал Владимир Вигилянский.


Послушав все это, мне очень хотелось выступить с предложениями. Первое – объединить средства и усилия на создание большого красочного издания православного Ставрополья (по типу журнала "Фома"). И второе предложение, которое, собственно, вытекает из слов председателя круглого стола, это создание курсов, либо какой-то школыправославной журналистики. Поскольку, по моему мнению, быть православным журналистом очень трудно. С одной стороны надо писать интересно и разнообразно, а с другой - находиться в рамках жесткой церковной цензуры. И этому необходимо учиться.


Ну вот, собственно, и всё. Секции закончились праздничным обедом, приготовленным "Газпромом", очень вкусным, надо сказать. Мы поехали домой и всю дорогу живо обсуждали увиденное и услышанное. Заезжали на Александровский источник, где я набрала святой воды.


Цицилина Эльза


День Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы прихожане Вознесенского храма, а также казачество во главе с настоятелем священником Димитрием Морозовым крестным ходом прошли до бывшего Покровского прихода села. В этом году ему исполнилось бы 220 лет, но лихолетье 20-х годов лишило потомков намоленного деревянного храма – первого со дня основания Прасковеи. 


На молебен у поклонного Креста под сенью собрались сотни людей. Возможно
когда-то на престольный праздник Покровского храма собирались благочестивые предки нынешних прихожан. И в этот святой день в полной мере была ощутима духовная связь поколений, даруемая по усердной молитве.   После богослужения по традиции всем гостям была предложена праздничная трапеза.

 


Православный фестиваль прессы Юга России "Свет веры".

По Благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 15-16 октября 2007 года в городе Ставрополе прошел первый православный фестиваль прессы Юга России "Свет веры".


К участию в фестивале были приглашены светские и церковные периодические издания, теле и
радиостудии, Интернет-проекты, а также журналисты из всех субъектов Федерации, составляющих Южный федеральный округ.


"Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под
сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 14-16), - эта евангельская заповедь определила цели и задачи фестиваля, призванного стать открытой площадкой живого церковно-общественного диалога.


В рамках фестиваля прошел конкурс творческих работ, посвященных Православию. 


В форуме принимали участие журналисты светских и церковных изданий и телекомпаний из
двенадцати субъектов Федерации и Азербайджана.


В полдень 15 октября работу фестиваля продолжила научно-практическая конференция. В зале
Дворца детского творчества собрались участники форума, студенты ставропольских вузов и

журналисты краевых средств массовой информации.


Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан огласил приветственное послание
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Обращаясь к участникам и гостям первого православного фестиваля персы Юга России, Предстоятель Русской Православной

Церкви выразил уверенность, что "фестиваль станет открытой дискуссионной трибуной, где светские и церковные журналисты, священнослужители и ученые, люди старшего поколения и

молодежь смогут обсудить волнующие их вопросы".


С приветствиями к аудитории также обратились заместитель председателя краевого
правительства Любовь Волошина, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Тимаков, федеральный инспектор Петр Марченко,

депутат Думы Ставропольского края Людмила Редько, другие официальные лица.


Руководитель пресс-службы Московской Патриархии протоиерей Владимир Вигилянский
остановился на образе Церкви, каким его показывает пресса. Далеко не всегда можно говорить об адекватности этого образа, с чем мы не можем мириться. Чтобы преодолеть эту

проблему, надо налаживать диалог со светскими средствами информации, одновременно развивая церковную систему СМИ.


Ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин выступил с докладом
"Профессионализм и самоцензура в современной церковной журналистике". "Беда в том, - отметил Сергей Чапнин, - что профессионализма зачастую недостаточно, а самоцензуры слишком много". С точки зрения докладчика в результате в церковных СМИ рисуется только парадная картина, отсутствуют анализ и дискуссия.


Большой отклик аудитории вызвало эмоциональное выступление председателя Общества
"Радонеж" Евгения Никифорова, обозначившего несколько болевых моментов современной общественной жизни. "Современная юриспруденция во многом лицемерна, - отметил Е.

Никифоров. – Она дает права пороку, но лишает прав тех, кто протестует против порока". 


Представители вузовской науки – Ольга Макарова из Ставропольского государственного
университета и Ольга Фурдей из Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) поделились с участниками фестиваля результатами своих исследований.


По материалам официального сайта Ставропольской и Владикавказской Епархии РПЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проповедь к Покрову

14 октября - почитаемый в России праздник - Покрова Пресвятой Богородицы. Предлагаем вниманию читателей проповедь известного московского священника протоиерея Димитрия Смирнова:


Покров Пресвятой Богородицы


Все люди стремятся к блаженству, к счастью, все хотят жить хорошо. И в сегодняшнем
Евангелии Господь нам говорит, как этого достичь: надо слушать слово Божие и хранить его в своем сердце. Кто учился в школе, знает, что учителя наши чаще всего были недовольны тем, что у нас в одно ухо влетает, а в другое вылетает и ничего не остается. Это им было больше всего обидно.


Так и Господь. Он принес на землю слово Божие и хотел бы, чтобы оно как-то осело в
человеке, чтобы он хранил его в своем сердце. Не только в уме хранил - этого недостаточно, потому что просто запомнить мало, это ничего не даст - до тех пор, пока человек не примет его сердцем. Только всем сердцем согласившись со словом Божиим, он будет жить так, как оно велит. Вот этого Господь и хочет, поэтому Он сказал: “Блажени слышащии слово Божие и хранящии его. И нам надо этому научиться.


Мы ходим в храм и каждый раз слышим здесь отрывки из Евангелия, то есть маленькие частицы
слова Божия. Евангелие нам надо вместить в себя полностью, но невозможно на каждом богослужении прочитать его целиком. Поэтому святая Церковь избирает отрывки - они называются по-славянски “зачала”,- которые читаются в каждый день года и в каждый праздник особенный. Богослужение наше так устроено, что если ходить в храм ежедневно, то мы услышим все Евангелие. Однако мало кто может быть на службе каждый день, поэтому во всех странах мира воскресенье - день выходной, когда никто не работает. Так Господь устроил для того,

чтобы в этот день люди могли прийти и послушать слово Божие. Для воскресных и праздничных чтений святая Церковь избирает такие отрывки из Священного Писания, которые наиболее для нас важны. Но, конечно, просто прийти в храм недостаточно, можно все мимо ушей пропустить и выйти пустым, потому что ты ничем не наполнился, ничего не понял, ничто в твою голову не проникло.


Сегодняшнее Евангелие от Луки, отрывок, который мы часто в храме слышим, называют
Богородичным. Когда бывает праздник какой-нибудь иконы Божией Матери, или Ее Рождество, или отмечается любое другое событие, с Ней связанное, читается это зачало о Марфе и Марии. Чему же оно нас учит? Мы знаем, что у человека очень много земных забот: ему надо поесть, попить и постель приготовить, надо и постирать, и убраться; все это занимает очень много сил и времени. И Господь не говорит, что это маловажно, но Он учит, что есть вещи более важные. Более важная вещь - это заниматься своим сердцем, духовной жизнью.


Можно и обед сготовить, в этом нет ничего дурного; можно и постель убрать после того, как
встал, и это неплохо; можно даже полы подмести, и это хорошо. Но если мы живем так, что просыпаемся, готовим, чистим, моем, потом на работу идем и приходим домой уже обессиленными, дома отдыхаем, телевизор смотрим, ну а потом, сколько у нас осталось сил и времени, молимся Богу - то Господь говорит, что такая жизнь неправильная. Если мы будем так жить, мы не достигнем того, к чему стремимся, не достигнем блаженства. Надо, наоборот, сперва в храм сходить, сперва помолиться, сперва заняться своей душой, Евангелие почитать, а если время останется, тогда можно и покушать; если время останется, можно и поспать, и квартиру убрать, и постирать.


Но мы самое главное, к сожалению, оставляем на потом. Некоторые так и заявляют: мне
некогда часто в храм ходить, я с внуками сижу. Что же в этом плохого? С внуками сидеть надо? Да, бывает такая необходимость. Но представь себе, что ты завтра умрешь. И что, твои внуки на улице останутся без призора? Нет? Значит, найдется возможность куда-то их

пристроить? А вот спасут ли тебя твои внуки от вечной погибели? Господь учит: едино на потребу только есть. Потому что сколько ни стирай белье постельное - поспишь на нем некоторое время, и оно опять испачкается; сколько квартиру ни мой, все равно она будет грязная; сколько ни ешь, все равно есть захочется. То есть эти дела в некотором роде  бессмысленны, потому что мы едим, едим, едим, а потом все равно умираем. Спрашивается, зачем мы истребили такое огромное количество пищи, если тело наше умрет; какой в этом смысл? Никакого. Но мы все о телесном помышляем и заботимся, а вот о душе нашей, которая бессмертна, которая никогда не умирает,- о ней нерадим.


Хорошо, если кто раз в неделю в храм придет; хорошо, если раз в несколько дней или раз в
месяц подготовит свою душу к причастию; хорошо, если постарается какие-то заповеди Божии исполнять. Но ведь нужно, чтобы человек научился молиться непрестанно, заповеди Божии

исполнял все - а он сидит телевизор смотрит. Ты что, уже Евангелие выучил? У тебя времени очень много? Как же ты кино смотришь? Ну какое может быть кино, когда ты еще не знаешь наизусть Священного Писания? Сперва ведь нужно знать, а уж потом исполнять. А человек не

знает, и ему неохота. За чем-то другим он в очереди стоит, а Евангелия у него до сих пор нет, не может купить - лень или денег жалко.


Вот в чем наша беда. Поэтому жизнь наша такая тяжелая и мрачная, поэтому мы попадаем во
всякие беды. Потому и с детьми мы так мучаемся, что кормить мы их кормили, поить поили, одевать одевали, да еще старались получше одевать, и все это оказалось никому не нужным

делом. А вот душой ребенка никто не занимался, никто его не учил молиться, никто не учил его заповедям Божиим, никто его в храм не водил, никто его не причащал, на ночь его в постельке не благословлял. Так вот он и вырос. Естественно, мир-то злой, греховный; и он этим всем грехом пропитался. Порча ведь не сразу бывает, а постепенно. Даже яблоко в корзине, оно же не сразу гниет: сначала бочок немножко промялся; потом в этом месте начинает подгнивать, а потом все-все потихонечку и сгнивает. Так и душа человека: допустил зло - сначала злится немножко, потом все больше, больше, и так постепенно совершенно в злодея превращается, уже готов и детей малых, и жену свою бить смертным боем, и вообще все вокруг плохие, один только он хороший.


У каждого человека есть предрасположенность ко злу, мы люди грешные, уже рождаемся
такими. Но один с помощью воспитания это зло в себе подавил и дал жить добру, а другой, наоборот, в результате своей жизни стал лицемером: прикидывается только добрым, а дома -

злодей, истязатель, фашист, садист, от которого житья просто нет. На вид-то все благочестиво, все хорошо, улыбочка на устах играет - вот такое подлое лицемерие. Но Бог все видит, Бог все знает.


И если мы хотим быть христианами, хотим достичь блаженства, которое Господь нам обещает,
то нам нужно жизнь свою исправлять. На первое место мы должны ставить участие в святых таинствах, посещение храма Божия, молитву, чтение Священного Писания. А если после всего

этого время у нас останется, и силы, и возможности, то можно немножко и постирать, это не грех; если останутся силы, можно и обед сварить, можно даже и поспать. Это все совсем не плохо, но только если останется время. А у нас наоборот. Нам некогда молиться; некоторые

так и говорят: мне молиться некогда. Ничего себе; как же это так? Бог нам все дает, а нам молиться некогда, некогда в храм сходить.


Такое наше отношение к Богу называется грехом. Поэтому если кто у нас спросит
когда-нибудь: объясни мне, пожалуйста, что такое грех, надо отвечать: грех - это наше поганое, неблагодарное, совершенно свинское отношение к Богу, Который нам дал и солнце, и землю, и воду, и жизнь всю нашу, и то, чем мы питаемся. Вот что Господь нам дал; мало

этого, Он нам дал Церковь, Он отдал нам Свою жизнь, Он отдал нам Свою Кровь - Он все для нас отдал, только чтобы нас от греха спасти, отвратить нас от зла. Все, что у Него было, Он нам дал, а мы вместо благодарности Богу его забываем, то есть живем не по-Божьи, а

живем жизнью дьявольской. И многие из нас, когда умрут, будут уверены, что их ждут райские кущи, Царство Небесное, но ничего этого не получат, потому что всю жизнь прослужили дьяволу - всю жизнь, от начала и до конца. Для молитвы выбирали самые неудобные часы своего дня, Богу уделяли какие-то крохи, как пословица говорит: “На Тебе, Боже, что нам

негоже.


Мы отдаем Богу только остатки - вот если осталось немножко от того времени, которое мы
себе уделяем, тогда уж Ему. Понятно, что такого отношения к Отцу Небесному быть не должно, оно недостойно Бога. Как же мы можем быть Его наследниками, наследовать Царство Небесное,

вечное блаженство, когда к Богу так относимся, когда мы хотим себе только славы от людей, чтобы нас хвалили, чтобы себе все иметь, все себе приобрести, а истинного добра не ищем, истинного труда ради Бога у нас нет.


Вот этому нас учит сегодняшнее Священное Писание. Видите, маленький отрывочек, всего
несколько строк, а открывается в нем бездна всякой премудрости. А если бы мы все Священное Писание знали, то вся голова наша и все сердце наполнились бы этой премудростью Божией.

Вот и надо нам стараться свою жизнь таким образом устроить, чтобы наше сердце и голова, ум наш напитывались словом Божиим. А то бывает так: воскресный день наступил или праздник, а у человека какие-то дела. Ну есть ли на свете дела важнее, чем спасение собственной души?

Душа ли не драгоценней всего на свете?


Конечно, возможны такие обстоятельства, когда человек ну никак не может прийти в храм:
собрался на службу - а его парализовало или трамвай переехал. Как ты с перерезанными ногами пойдешь? Понятно, никак. Ну так лежи и плачь, что все в храм пошли, а ты не можешь.

Но нет, человек еще оправдывается: мне некогда, мне надо с людьми встретиться, они меня ждут, у меня очень важные дела. Какие дела? Ты посмотри на свою душу, сколько в ней зла, ненависти и всякого хамства, грубости! Чтобы эти авгиевы конюшни, полные навоза, очистить, сколько тебе времени понадобится!


Поэтому мы должны устремляться в храм, чем чаще, тем лучше. Чтобы действительно душу свою
очистить, нам надо каждый день в храм ходить и быть здесь с утра до вечера. Но, к сожалению, так жизнь устроена, что многим приходится на работу идти, поэтому ну не может человек постоянно в храме молиться, но в воскресенье-то это наша святая обязанность. Раз ты крест на себе носишь, ты должен в храм ходить; хочу - не хочу, могу - не могу, а раз ты уж назвался христианином, раз ты крещеный, то надо. Потому что кто три воскресенья в храме не был, тот уже от Церкви отлучен, он уже, значит, никакой не христианин. Поэтому нам надо обязательно свою жизнь в этом наладить. Тогда и Господь, глядя на нас, будет доволен, что мы начали свою жизнь исправлять. Аминь.


Протоиерей Димитрий Смирнов


Проповеди. Книга 2


Воздвижение Креста Господня.

Нужно сказать, что только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом, на христиан прекратились гонения. Император Константин, собственно, сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Накануне решительной битвы он и все его войско увидели на небе знамение Креста. Оно было из света, с надписью "Сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую за тем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к pacпространению христианской веры Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.

Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась с великой радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.

В 326 году царица Елена с этой целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень.

После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.

Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.

По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Так случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться ко святому Животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить, по крайней мере, показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"

Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у Дуба Мамрийского.

Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.

После обретения Животворящего Креста Господня, Иуда, указавший местонахождение Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.).

В память обретения Креста Христова и его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.).

За всенощным Богослужением (на утрени) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Св. Крест, украшенный цветами, при пении "Святый Боже..." выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря: "Спаси Господи, люди Твоя...", священник кадит Св. Крест. Потом при пении: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", все кланяются и целуют Св. Крест. Украшается Св. Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т. е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.


По кн. "Закон Божий" прот. С.Слободского.




О почитании св. креста
Раздел "В защиту веры" пополнился новым материалом О почитании св. креста
Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября (н.ст.) весь православный мир отметит Рождество Пресвятой Девы Марии.

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женой своей Анной. Оба они были благочестивые люди и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание) - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

В то время каждый еврей надеялся через свое потомство быть участником в Царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда".

Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

Супружеская чета Иоакима и Анны является образцом веры и благочестия для любой православной семьи. Особенно к ним молитвенно обращаются супружеские пары, не имеющие детей. Надежда этих праведных людей на Бога в скорби (умереть бесчадными) зиждилась на твердом и непоколебимом фундаменте веры.

Современные родители, не имеющие детей, часто находятся в некотором депрессивном состоянии. За годы, потраченные на лечение бесплодия, супруги разочаровываются. Иногда встает причина к разводу, но нередко берут брошенных младенцев из детского отделения больницы или детдома. В любом случае важно не забывать о том, что счастье иметь детей или их не иметь зависит и от Промысла Божия. Бывает, супруги усыновляют детей, и Господь благословляет им иметь своих за проявленное милосердие, любовь. Кто-то усердно молится, участвует в паломнических поездках по святыням России и получает просимое. Одним словом, "по вере нашей да будет нам!"


Приходские новости

9 сентября по приглашению настоятеля Вознесенского храма в с. Прасковея иерея Димитрия Морозова и воспитанников Детской воскресной школы приход посетили ребята издетского дома  с. Толстово-Васюковское Буденновского района.


После проведенной экскурсии по храму, классу воскресной школы и церковной
библиотеки гости проехали к месту разрушенного в селе бывшего Покровского храма, где водружена сень над поклонным крестом.


Встреча окончилась товарищеским футбольным матчем и волейболом, а также сладкой трапезой.

 

 

 

 

 

 

 


Приходские новости

1 сентября торжественным мероприятием, посвященным Дню знаний, открылись двери студентам ФГОУ СПО "Прасковейского сельхозтехникума".


При этом средне-специальном учебном заведении функционирует православная домовая часовня
во имя крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира. Ее духовно окормляет

священник Димитрий Морозов.


Директор сельхозтехникума В.В. Сенькин от имени администрациии студенческого
профсоюзного комитета вручил о.Димитрию Почетную грамоту "за активное участие в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи Прасковейского техникума".


В свою очередь священником было отмечено, чтобы учащиеся, придерживаясь новозаветных
слов: "Да любите друг друга", могли бы в атмосфере уважения, взаимопонимания и жертвенности помогать друг другу в трудные минуты, находить надежную опору в религиозной вере.



2 сентября прихожане, преподаватели двух общеобразовательных школ и учащиеся Детской
воскресной школы в с. Прасковея вместе со священником Димитрием Морозовым посетили один из старейших на территории Ставропольского края каменный Спасо-Преображенский храм с. Новоселицкого.


Настоятель Новоселицкого храма священник Стефан Фещенко и преподаватели церковной Детской
воскресной школы тепло встретили прасковейскую делегацию.


Выездная встреча прасковейского методического объединения "Светоч" носила не только
паломнический характер, но и познавательный. Педагоги обменялись опытом ведения Основ православной культуры в общеобразовательных, дошкольных учреждениях, обсуждались проблемы и способы их решения.


В завершении визита о. Стефан вместе с воспитанниками ДВШ и педагогами были приглашены на
Вознесенский приход в с. Прасковея для участия в межприходском матче по волейболу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


С 14 по 28 августа - время Успенского поста.

Уважаемые посетители нашего сайта, с 14 по 28 августа - время Успенского поста. Подробнее о нем можно узнать из библиотеки в разделе "книги" и подраздела "Как провести Успенский пост". Там же можно будет узнать о грядущих праздниках Преображения Господня (19 августа)и Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).


[Первая -1] [Страница 85 из 88] [+1 Последняя]

Сайт Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии Русской Православной Церкви.