Ступени Великого поста
Приготовление к Великому посту начинается вскоре после праздника Крещения Господня и соответствует историческому воспоминанию о том, что Сам Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста. В память этого и была установлена св. Четыредесятница (от слова "сорок"). Воскресные дни (по-славянски, - недели) перед началом Великого поста издавна носят определенные названия. Так, в этом году, 28 января - неделя о Мытаре и фарисее; 4 февраля - неделя о блудном сыне; 11 февраля - неделя мясопустная или О Страшном суде; 18 февраля - неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
Св. Церковь задолго начинает приготовлять верующих к Вел. посту, как к спасительному времени всеобщего духовного очищения и освящения. Это очищение и освящение возможно только при совершенном оставлении греха. Нужно постараться совершенно изменить образ жизни - мыслей, чувств и действий, а также возродиться духовно. Но такое возрождение и преображение потребует продолжительного подвига. Он будет нелегким, а тяжким, болезненным и упорным, к которому должно постепенно готовить и настраивать себя. Кроме того, хотя решимость на такой подвиг и постоянство в нем и зависит от нас, но более зависит от милосердия Божия. Поэтому необходимо долго и с усердием молиться, чтобы Господь отверз нам двери покаяния, сокрушил окаменение нашего сердца и пробудил скорбь о грехах, без которой истинного покаяния не может быть.
Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, св. Церковь в своих службах поступает как вождь, мудрым словом ободряющий своих воинов перед борьбой с врагом. Поэтому она в подготовительных к посту богослужениях не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту и покаянию. Она вспоминает первые дни мира и человека, блаженное состояние прародителей и их падение, пришествие на землю Сына Божия для спасения человека.
Церковь приучает нас к подвигу поста и постепенным воздержанием. После мясоедения в период от недели мытаря и фарисея до недели о блудном сыне (от 28 января до 4 февраля в 2007 году) она восстанавливает посты среды и пятницы от недели о блудном сыне до недели мясопустной (от 4 февраля до 11 февраля с.г.). Затем мы возводимся на высшую степень приготовительного воздержания и не употребляем мясную пищу (т.н. масленица с 11 по 18 февраля).
Особое приготовление к посту является древним установлением св. Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IVв. свв. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и др. оставили нам свои беседы и слова, сказанные ими в виду поста не наступившего, а только ожидаемого.
Неделя о Мытаре и Фарисее.
Свое название эта первая приготовительная неделя получила от предлагаемого в этот день чтения Евангельской притчи о Мытаре и Фарисее (Лк.18;10-14). Суть ее в следующем. Мытарь (сборщик подати), как видно из притчи, вышел из храма в свой дом более оправданным, чем фарисей (поверхностный исполнитель ветхозаветных предписаний). На этих двух примерах св. Церковь указывает истинное начало и основание покаяния - смирение. Мы также видим здесь главный источник греха и препятствие к покаянию - гордость.
Без смиренного сознания своей греховности не может иметь должного значения самая высокая внешняя праведность. С этой мыслью верующие и должны приступать к подвигу поста и покаяния.
Если каждый из нас будет молиться, по примеру мытаря, то, без сомнения, удостоится великой милости от Сердцеведца: Господь откроет и ему двери покаяния, введет его во святые и спасительные дни св. Четыредесятницы, поможет ему Своею благодатью принести истинное покаяние и получить полное прощение и помилование.
Неделя о блудном сыне.
В храмах читается притча о блудном сыне (Лк. 15;11-32). Бывает так, что мы находимся как бы в оковах своих греховных привычек и страстей и не можем, либо не хотим освободиться от них. В данной притче показывается бедственное состояние человека, удалившегося от Бога. Для утешения тех, кто находится в унынии и в отчаянии по своей греховности, представляется образ покаяния развращенного сына и неисчерпаемое милосердие Небесного Отца, Который принимает всякого кающегося грешника.
Глубоко назидательная Евангельская притча особенно ясно показывает: до какой ужасной степени может быть преобладание плоти над духом, чувственности над высшим стремлением души. Здесь мы видим, в какую бездну греха может низринуться человек, предавшийся своевольству и свободе, увлекшийся низменными страстями.
Сам Господь Иисус Христос стоит при дверях нашего сердца и стучит, чтобы мы открыли Ему и приняли в дом нашей души. И вот, грешник пробуждается от духовного сна и приходит к мысли, что для него единственное успокоение - в Боге. Чтобы укрепить нас всех в этой спасительной мысли, св. Церковь свои песнопения в этот день и обращает в один непрерывный покаянный вопль души к Господу. Его глубина и сила может пробудить от духовного сна, заставить войти испытующим взором в самую глубину сердца, поставить свою совесть перед страшным и нелицеприятным судом Божиим. У кого это духовное пробуждение вызовет искреннее отвращение от греховной жизни, твердую решимость обратиться всем сердцем к Богу, тому сама благодать станет верным спутником и помощником.
Таким образом, раскрыв в притче истинное начало покаяния, св. Церковь видит всю его силу в истинном смирении и искреннем раскаянии. И потому грешник, перед приближением времени покаяния (Вел. поста), не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании.
Неделя Мясопустная или о Страшном суде.
Первое название этой недели объясняется тем, что с ней оканчивается разрешение вкушать мясо (мясопуст - отпуст, или прекращение мяса). А второе - из прочитываемого в этот день в храмах Евангельского чтения о будущем всеобщем Страшном суде над живыми и мертвыми (Мф.25;31-46).
Напоминанием Страшного суда св. Церковь делает сильнейшее побуждение к покаянию для грешников и указывает истинный смысл самой надежды на милосердие Божие.
Бог милосерд, но Он вместе с тем праведный Судия, Который воздаст каждому по делам. Поэтому мы не должны заблуждаться насчет ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим.
Напоминая о Страшном суде, св. Церковь говорит о насущной потребности покаяния и исправления, пока еще есть к тому время и возможность.
Седмица (семь дней, славян.) сырная.
Свое название эта седмица получила от того, что с ее наступлением мы становимся на последнюю ступень воздержания - запрещением употреблять мясо. Вкушаются рыба, сыр (молочные продукты) и яйца, чтобы приучится к отказу от приятной пищи и без какого-либо сожаления переходить к посту.
В просторечии Сырная седмица носит название масляной или масляницей. В этот период св. Церковь, высоко почитая время св. Четыредесятницы, как святое и очистительное, своими богослужениями готовит нас к посту и покаянию.
У нас же, по неправильным человеческим понятиям и суевериям, масляница становится неделей излишеств в пище и уличных развлечениях. Мирские обычаи превращают эти дни в дни объядения и невоздержания, что является недопустимым и позорным для христиан.
Неделя Сырная.
За богослужениями этого дня вспоминаются события изгнания прародителей Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание (Мф.6;14-21). Тем самым нагляднее представляется вся важность предстоящего подвига поста. А в утрате райского блаженства видится пример, достойный покаяния и слез.
История прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия и учит избегать невоздержания. В нем - начало и источник грехов. Покаяние же - единственное средство избавления от гнева и суда Божия.
В Евангельском чтении св. Церковь предлагает последнии свои наставления касательно подвига поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений, неосуждением их и отвержением злых дел. Примирение со всеми, прощение всем согрешений пред нами есть первое, главное и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдание от грехов. Без этого примирения со всеми, без погашения взаимных огорчений и вражды между собой нельзя приступать к Господу, нельзя и начинать св. поприща поста и покаяния.
Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга (Чин Прощения проходит в храмах за вечерним богослужением, 18 февраля с.г.). Само собой, не на одних словах, а в самом сердце мы должны простить оскорбивших, ненавидящих и обидящих, осуждающих и оклеветающих нас. Нужно постараться с истинно христианским смирением примириться с теми, кого мы своей злобе оскорбили словом и делом. Свт. Иоанн Златоуст учит: "прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самаго, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем и притом от самих себя".
Подготовлено иереем Димитрием Морозовым
по книге С.В. Булгакова "Настольная книга священно-церковно-служителя", репринт Издательского отдела Московского Патриархата, 1993 г.
|