Церковь и армия
Церковь и армия... На первый взгляд, два противоположных названия, несущих две разных миссии в мире. Когда слышишь о церкви - представляется этакое старинное здание, в котором находятся большей частью одни женщины, которым уже за 60. Сам собой напрашивается вопрос: “что у них может быть общего с войсками?”
Армия - это дисциплина, определенный ритм и уклад жизни, начинающийся подъемом и оканчивающийся отбоем. Она - суровая школа, воспитывающая (иногда, правда, калечащая) характер и делающая из вчерашних мальчишек настоящих мужчин.
Какая сила может объединить бабушек и молодых ребят? Нужно сказать, что церковь - не только молитвенное собрание людей старшего поколения. В городах все по-другому. Церковь, прежде всего, народ Божий. В армии же служат сыны того самого народа. Так что родственные связи характерны рассматриваемой нами теме.
Мне могут возразить: “Библия учит -“не убий”, и как же Церковь благословляет служить в армии, носить оружие, да еще и воевать!” Отвечу, что признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Слова Христа: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15,13) во многом определили мировоззрение христиан: мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои за ближних своих.
Миссия Церкви заключается в защите своего народа от духовной брани. А армия призвана давать отпор врагу внешнему, который угрожает как Церкви, так и ее народу. Стало быть, функции этих двух общественных институтов во многом совпадают и имеют одинаковую цель: защиту или оборону от действующего в мире зла.
Например, в 1942 году во время ВОВ верующие Москвы, Ленинграда и др. городов собрали средства на покупку бронетехники. Танковая колонна носила название в честь великого полководца и русского святого Димитрия Донского, покровительствующего воинам. А в г. Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тыс. руб. на строительство самолетов Сибирской эскадрильи “За Родину”.
Эти примеры говорят сами за себя. Не только словами утешения или молитв, но и конкретными делами Церковь старалась скрепить единство народа и воинских частей.
В настоящее время на местах между духовенством и командующими существует договоренность. Согласно ей, проводятся духовно-нравственные и патриотические беседы с солдатами. По словам известного генералиссимуса А. Суворова “победоносность любой армии напрямую зависит от ее духа, моральных качеств”. Насколько духовна сейчас армия - говорить не имеет смысла. Повышать ее нравственный потенциал нужно уже сейчас. Иначе злоба, жестокость, алчность и похоть (1Ин.2,16) могут оказаться превыше таких моральных качеств русского солдата как мужества, верности Родине, великодушия и целомудрия. Любой военачальник хочет видеть своих подчиненных дисциплинированными и мало-мальски культурными людьми. В скором времени мы можем прийти к тому, что командовать будут послушным стадом. И теперь важно понять - когда до предела будет ослаблены церковь, армия и флот, тогда исполнятся заветные желания врагов России. Да не будет этого с нами! продажа автозапчастей в Браславе самовызовом в Белорусии
священник о. Димитрий Морозов
25.04.2001 г.
|