СОДЕРЖАНИЕ:
Главная
Новости
Храмы
Святыни
Библиотека
Молодежная страничка
Контакты
КРАТКО О ВАЖНОМ:
О Великом Посте
Азы Православия
Крестины
Исповедь
Венчание
Суеверия
Погребение
В защиту веры
Церковь и армия
В защиту жизни

 
Георгиевская епархия
Епархия
Патриархия.RU

 
Православие.Ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

Рейтинг@Mail.ru

Азы Православия

Сведения о заповедях Ветхого и Нового Завета

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.

Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди -- Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.

Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности -- полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господ­ствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.

Известны также другие Девять заповедей (заповеди Бла­жен­ства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).

Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.

Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.

Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей -- взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

 

Десять заповедей

 

    -- Я -- Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

    -- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

    -- Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

    -- Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой -- день покоя -- да будет посвящен Господу Богу твоему.

    -- Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

    -- Не убей.

    -- Не прелюбодействуй.

    -- Не кради.

    -- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    -- Не пожелай жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

 

 

Первая заповедь

Ветхого Завета

 

"Я -- Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Ме­ня."

Первой запове­дью Господь Бог ука­зывает человеку на Самого Себя и вну­ша­ет нам почитать Его единого истин­но­го Бога, и, кроме Не­го, никому мы не дол­жны воздавать Бо­­­же­­ского почита­ния. Первой запо­ведью Бог нас учит правильному Богопо­знанию и правильно­му Богопочитанию.

Богопознание -- значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.

Для приобретения Богопознания мы должны: 1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия). 2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника. 3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.

Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.

Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домаш­ние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, -- тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.

Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.

Грехами против первой заповеди являются:

Безбожие (атеизм) -- когда человек отрицает существование Бога.

Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).

Неверие: сомнение в Божественной помощи.

Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.

Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.

Отчаяние -- когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закон­чить свою жизнь самоубийством.

Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

 

 

Вторая заповедь

Ветхого Завета

 

"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им."

Евреи почитали золотого тельца, которого сами сделали.

Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.

В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.

Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.

Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к день­гам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вто­рую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром вни­мания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушали­сь.

В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.

Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.

Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые -- это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.

Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив -- Бог являет через святые иконы по­мощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курская икона Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.

В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.

Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений -- образ Спа­сителя, называемый "Неруко­твор­ный." Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изобра­жение лица Спасителя чуде­сным обра­зом осталось на этом поло­тенце. Больной царь Авгарь, как толь­ко прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

 

 

Третья заповедь

Ветхого Завета

 

"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно."

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.

Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.

Грехами против этой заповеди являются:

Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.

Богохульство: дерзкие слова против Бога.

Кощунство: неблагоговейное обращение со священными пред­метами.

Запрещается здесь также нарушение обетов -- обещаний, дан­ных Богу.

Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.

Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней -- исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

 

 

Четвертая заповедь

Ветхого Завета

 

"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой -- день покоя -- да будет посвящен Господу Богу твоему."

Слово "суббота" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней рабо­тать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.

Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.

В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окон­чания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апо­столов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье -- в воспоминание Воскресения Христова.

В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.

Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, кто хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.

Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.

Самым великим нашим праздником является Пасха -- день Воскресения Христова. Это "праздников праздник и торжество из торжеств."

Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Не­ко­торые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.

Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

 

 

Пятая заповедь

Ветхого Завета

 

"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле."

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и дол­гую жизнь.

Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повсе­дневных трудах, забо­тить­ся о них, когда они находятся в нужде, а осо­­бенно во время их бо­­­лезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.

Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.

Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отноше­нии заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священ­ники, заботящиеся о нашем спасении; гра­ж­данские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязан­ность под­держивать порядок и нормаль­ную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.

Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми "отсталыми," а их понятия "от­жившими." Бог сказал: "Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца" (Лев. 19:32).

Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.

Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу явля­ются высшим зако­ном для всех людей.

В некоторых странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей ве­ры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов постра­дать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. "Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее" (Матф. 10-я глава).

 

 

Шестая заповедь

Ветхого Завета

 

"Не убей."

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.

Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.

Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.

Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своей злобой и словами.

Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийст­во: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают эту заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.

К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.

Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

 

 

Седьмая заповедь

Ветхого Завета

 

"Не прелюбодействуй."

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.

Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после раз­вода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.

Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и же­ланий. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнрав­ствен­ных книг.

Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши "суть члены Христовы и храмы Духа Святого."

Самым страшным грехом против этой заповеди является противо­естественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни да­же регистрируют своего рода "семьи" между мужчинами или между жен­щинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных бо­лезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние горо­да Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

 

 

Восьмая заповедь

Ветхого Завета

 

"Не кради."

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.

Грехами против этой заповеди могут быть:

Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.

Воровство -- похищение чужой вещи.

Грабительство -- отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.

Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.

Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть доволь­ными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.

Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

 

 

Девятая заповедь

Ветхого Завета

 

"Не произноси на другого ложного свидетельства."

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

Девятую заповедь нарушают те, кто:

Сплетничает -- пересказывает другим недостатки своих зна­комых.

Клевещет -- сознательно говорит о других людях ложь с целью им повредить.

Осуждает -- производит строгую оценку человека, причисляя его к плохим людям. Евангелие не запрещает нам оценивать сами поступки с точки зрения того, насколько они хороши или плохи. Мы должны отличать зло от добра, мы должны удаляться от всякого греха и несправедливости. Но не следует на себя брать роль судьи и говорить, что такой-то наш знакомый пьяница, или вор, или распутный человек и так далее. Этим мы осуждаем не столько зло, сколько самого человека. Такое право осуждать принадлежит только Богу. Очень часто мы видим только внешние поступки, но не знаем о настроении человека. Нередко грешники потом сами тяготятся своими недостатками, просят у Бога прощения грехов и с помощью Божией побеждают свои недостатки.

Девятая заповедь нас учит обуздывать свой язык, следить за тем, что мы говорим. Большинство наших грехов происходит от ненужных слов, от пустословия. Спаситель сказал, что человек должен будет дать ответ Богу за каждое слово, которое он скажет.

 

 

 

Десятая заповедь

Ветхого Завета

"Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его... ни всего того, что принадлежит ближнему твоему."

 

Десятой заповедью Господь Бог запрещает не только делать что-либо плохое другим, окружающим нас ближним, но запрещает пло­хие желания и даже плохие мысли по отношению к ним.

Грех против этой заповеди называется зависть.

Тот, кто завидует, кто в мыслях желает чужого, тот от худых мыслей и желаний легко может дойти и до плохих дел.

Но и сама по себе зависть оскверняет душу, делая ее нечистой перед Богом. Священное Писание говорит: "Мерзость перед Богом злые мысли" (Притч. 15:26).

Одной из главных задач истинного христианина является очищать свою душу от всякой внутренней нечистоты.

Чтобы избежать греха против десятой заповеди, необходимо хранить чистоту сердца от всякой чрезмерной привязанности к земным предметам. Надо быть довольным тем, что имеем и благодарить Бога.

Учащиеся в школе не должны завидовать другим ученикам, когда другие очень хорошо учатся и делают успехи. Каждый должен стараться учиться как можно лучше и свой успех приписывать не себе только, а Господу, давшему нам разум, возможность учиться и все необходимое для развития способностей. Истинный христианин радуется, когда видит у других успех.

Если будем искренне просить Бога, Он нам поможет стать истинными христианами.

 

Заповеди Блаженства

 

    -- Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть царство небесное.

    -- Блаженны плачущие, потому что они утешатся.

    -- Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.

    -- Блаженны алчущие (сильно желающие) и жаж­дущие правды (пра­ведность, святость), потому что они насытятся.

    -- Блаженны милостивые, потому что они будут по­милова­ны.

    -- Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.

    -- Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (будут названы) сынами Божиими.

    -- Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

    -- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всечески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

 

 

Первая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное."

 

Слово "блаженны" значит в высшей степени счастливы.

Нищие духом -- это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем -- здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. -- всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас -- это Божье.

Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. "Бог гордым противится, смиренным же дает благодать," -- учит нас Священное Писание (Притч.3:34).

Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов.

Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. "Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим," -- сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются "нищими духом" -- то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот -- очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: "Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя -- возвысится" (Матф. 23:12).

 

 

Вторая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны плачущие, потому что они утешатся."

Плачущие это те, кто сознает свои грехи, недостатки и кается в них.

Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. "Печаль ра­ди Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть," -- говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привя­занности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.

Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попа­в­шим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими лю­дь­ми злых поступков. Уси­ление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.

В награду плачущим Господь обещает, что они уте­шатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

 

 

Третья Заповедь Блаженства

 

"Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю."

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но усту­па­ют. Кротость есть спо­койствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позво­ляет себе ропота.

Христианская кро­­тость выражается в терпеливом перенесении обид. Греха­ми, противополож­ны­­ми кротости явля­ются: гнев, злоба, раз­дражительность, мстительность.

Апостол учил христиан: "Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).

Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.

Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, "новой земли" (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.

Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

 

 

Четвертая заповедь Блаженства

 

"Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся."

Алчущие -- сильно желающие есть, голодные. Жаждущие -- сильно желающие пить. "Правда" -- значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.

В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.

Алчущие и жажду­щие правды -- это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.

Выражение "алчущие и жаждущие" показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: "Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41:2)

Алчущим и жажду­щим правды Господь обе­ща­ет, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.

Эта заповедь Бла­жен­­ства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день на­шей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы "умножить" свои талан­ты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

 

 

Пятая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут."

Милостивые -- это люди сострадательные к другим, это люди, жале­ющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.

Дела милости бывают материальные и духовные.

Дела милости материальные:

накормить голодного,

напоить жаждущего,

имеющего недостаток в одежде одеть,

посетить больного.

 

Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать милицию, чтобы спасти этого человека.

 

Дела милости духовной:

 

подать ближнему хороший совет,

простить обиду,

научить незнающего истине и добру,

помочь грешнику стать на правильный путь,

молиться за ближних Богу.

 

Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.

"Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь" (Псалом).

 

 

Шестая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога."

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тлен­ным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаж­даемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.

Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.

Чистота сердца гораздо выше просто­го чистосердечия. Чи­сто­сердечие состо­ит только в искренности, в откровен­но­сти человека в отношении к ближнему, а чистота сердца тре­бу­ет полного пода­вления порочных мы­слей и желаний, и постоянной мысли о Бо­ге и о Его святом Законе.

Людям с чистым сердцем Господь обе­щает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть исто­ник высочайшего бла­женс­тва, то обещание видеть Бога есть обе­ание высшего блаженства.

 

 

Седьмая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими."

Миротворцы -- это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.

Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми."

Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию -- Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.

Апостол Павел говорит: "Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17-18).

 

 

Восьмая заповедь Блаженства

 

"Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное."

Гонимые за правду -- это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.

Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде еван­гельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда пре­следуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас" (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12).

Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.

Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

 

 

Девятая Заповедь Блаженства

 

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах."

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.

Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.

Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.

Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.

Апостол Петр писал: "Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, потому что Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется" (1 Петр. 4:14).

Сайт Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии Русской Православной Церкви.