Дополнительно смотрите:
О почитании св. креста
Из всех христианских святынь св. крест с самых времен апостольских и доныне служил и служит предметом самого глубокого уважения и религиозного поклонения для всех истинных последователей Христовых.
Крест Христов свят, ибо освящен пролитой на нем пречистой кровью Спасителя.
Для нас он является святыней, ибо был всемирным жертвенником, на котором Христос Спаситель принес в удовлетворение Богу за грехи наши жертву полную и преизбыточествующую (Рим. 3, 25; Евр. 9, 26--28; 10, 12-14; 1 Иоан. 2, 2) и примирил нас с Богом (Еф. 2, 14-16).
Крест Христов был предметом чаяния всех ветхозаветных праведников. Иаков первый изобразил крест, благословив сынов Иосифовых крестообразно сложенными руками (Быт. 4 8, 13, 14). Пророк Давид предвидел крестные вопли Спасителя (Пс. 21, 1 -19; Мф. 27, 27, 35, 39, 43, 49; Лук. 23, 35). Пророк Исайя в пророческом видении созерцал Христа Спасителя со знамением начальства на Его плече, идущего на крестные страдания и смерть (Ис. 9, 6; 53, 4-12; Мф. 20, 19; 26, 63; 27, 12). Медный змей, взирая на который израильтяне исцелялись от смертного укушения посланных от Бога в наказание им змей, был прообразом Сына Человеческого, вознесшегося на крест за грехи людей (Иоан. 3, 14; 12, 32).
Сам Христос Спаситель не стыдился креста, а напротив, еще при жизни желал скорейшего приближения крестных страданий (Лук. 12, 50); на крест смотрел как на орудие, посредством которого Он привлечет к Себе всех (Иоан. 12, 32-33). И говорил, что пред вторым Его пришествием на землю, явится на небе знамение Сына Человеческого, т. е. Крест (Мф. 24, 30).
Св. апостолы хвалились крестом Христовым (Гал. 6, 14); проповедовали Христа распятого (1 Кор, 1, 23) и от христиан требовали веры в Распятого (1 Кор. 2, 2). Но как можно представить себе распятого без орудия креста? Поэтому, почитая Христа распятого, необходимо почитать и крест Христов, ибо где крест Христов, там и Христос распятый. Поэтому и апостол говорит, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила БОЖИЯ (1 Кор.1,18; ср. Римл. 1, 16). Устами пророка Давида все верующие призываются поклониться подножию ног Господних, т. е. кресту (Псал. 98, 5; 131, 7). Что Давид говорит здесь о кресте, видно из последующих слов: воскресни (стань) Господи, в покой Твой. Ибо воскресение следует за крестом (Св. Иоанна Дамаскина - Толк. изл. прав. веры).
Поклоняясь пред изображением честного креста Христова, из какого бы вещества оно ни было сделано, мы не веществу поклоняемся, но изображению знамения Христова.
Только злых людей апостол называет врагами креста Христова (Фил. 3, 18); всех же истинных последователей Его призывает: выйдем к Нему (И. Христу) за стан, нося Его поругание, т. е. крест (Евр. 13, 13).
Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия (Откр. 7, 2-3; 9, 4).
"Итак, не стыдись столь великого блага, - поучает св. Иоанн Златоуст о кресте, - да не постыдится и тебя Христос, когда приидет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных... Напечатлей крест в уме твоем и обними спасительное знамение душ наших. Этот самый крест спас и преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей соделал ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попрано... Крест - наша похвала, начало всех благ, дерзновение и все наше украшение" (Твор. св. И. Златоуста, т. 7, стр. 55 8-559).
|