[1-6]
Проф. И.М.Андреев
А.С.Пушкин
(Основные особенности личности и творчества гениального поэта)
Для того чтобы правильно рассмотреть большую картину, надо встать перед ней не слишком близко и не слишком далеко. Если мы будем смотреть слишком близко, то детали заслонят от нас целое и мы, как говорится, "из-за деревьев не увидим леса"; если же, наоборот, мы будем смотреть издалека, то не заметим драгоценных деталей и тонких нюансов, часто являющихся ключом к пониманию целого. Иными словами, необходимо найти так называемую "фокусную" точку зрения, которая даст нам правильное впечатление и о деталях, и о целом.
Такая "фокусная" точка зрения существует и в духовном восприятии личности человека. Ее очень трудно найти. Родные и близкие обычно знают все мелочи и недостатки человека, но часто не понимают личности в целом; чужие и дальние - схватывают только поверхностную целостность, но не видят и не понимают деталей и нюансов. Особенно трудно воссоздать и правильно представить личность человека отдаленной эпохи, то есть историческую личность. Историк и, особенно, историк литературы обязан найти такой "фокус" для правильного истолкования изучаемой личности. Материалами для правильного понимания писателя служат: объективная, строго документированная биография; автобиографические сведения и дневники; черновые рукописи, с их поправками, исправлениями, набросками, заметками, планами; записные книжки и письма; воспоминания современников (чем их больше, чем они разностороннее, чем разнообразнее и даже чем они более противоречивы - тем лучше).
Настоящая работа и представляет собой такую попытку найти "фокусную" точку зрения по отношению к Пушкину и дать правильный и целостный образ как личности поэта, так и его творчества.
Пушкин - величайший, гениальный поэт русской и мировой литературы. Пушкин - один из величайших деятелей национальной русской духовной культуры. Пушкин - творец русского литературного языка и родоначальник новой русской литературы, которую он поднял так высоко, что она заняла первое место в мире. С русской литературой XIX века может соперничать только древнегреческая литература. Пушкин завершил в русской литературе все ценное до него и породил все ценное после него. "Пушкин - это наше все" (Аполлон Григорьев).
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке), 26 мая 1799 года, в четверг, в день праздника Вознесения Господня. Эти сведения о месте и времени рождения Пушкина можно рассматривать как некие символы. Величайший русский национальный поэт - родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы; он родился в чудесном весеннем месяце мае - и явил собою светлую дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века - блистательного века классицизма - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти и кипучую действительность жизни преобразовывать в холодный мрамор словесной скульптуры; а затем, уже силой своего личного гения, одухотворять этот мрамор и претворять его в реальную живую жизнь. Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь явил собою непрестанное восхождение к недостижимому на земле истинному идеалу Совершенства, который, в его понимании, представлял собою триединый тройственный образ Истины, Добра и Красоты. Неслучайно и последние предсмертные слова его - "выше, пойдем выше" - звали стремиться ввысь.
Между прочим, в день рождения Пушкина по всем церквам шли молебны, гудели колокола и на московских улицах народ кричал "ура". Москва в этот день праздновала рождение внучки императора Павла. Случайное совпадение двух событий (а существует ли, вообще, в Божием мире случайность?) привело к тому, что в день рождения величайшего гения России было народное ликование и колокольный звон.
Жизнь гения всегда трагична. "Много дано - много и спросится". Достойное несение великого бремени гениальности - тяжелый крест. Жизнь Пушкина была исключительно трагична и представляла собою, прежде всего, непрерывный нравственный подвиг непрестанной борьбы со своими страстями. От рождения Пушкин получил очень тяжелую порочную наследственность как со стороны отца, так и со стороны матери. Чрезвычайно рано проснувшиеся страсти истязали чуткую и нежную по природе душу поэта в течение всей его жизни.
Как известно, Пушкин по материнской линии был правнуком знаменитого "арапа Петра Великого" и унаследовал бурные "африканские страсти" своего прадеда.
Сам поэт в "Автобиографии" (1834?) сообщает жуткие данные о своей наследственности. Вот что он пишет о предках.
"Прадед мой <по отцу> Александр Петрович был женат на меньшой дочери графа Головина, первого Андреевского Кавалера. Он умер весьма молод, в припадке сумасшествия зарезав свою жену, находившуюся в родах. Единственный сын его, Лев Александрович <...> был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе. Вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась <...>
Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. <Это и был знаменитый и известный своей судьбой "арап Петра Великого", которому была дана фамилия Ганнибал.>
В семейственной жизни прадед мой Ганнибал, - пишет Пушкин, - так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре <...> Вторая жена его, Христина-Регина фон Шеберх <...> родила ему множество черных детей обоего пола <...>
Дед мой, Осип Абрамович <...> женился на Марье Алексеевне Пушкиной <...> И сей брак был несчастлив <...>. Африканский характер моего деда, пылкие страсти, соединенные с ужасным легкомыслием, вовлекли его в удивительные заблуждения. Он женился на другой жене, представя фальшивое свидетельство о смерти первой <...> Новый брак деда моего объявлен был незаконным, бабушке моей возвращена трехлетняя ее дочь, а дедушка послан на службу в черноморский флот. Тридцать лет они жили розно. Дед мой умер в 1807 году, в своей псковской деревне, от следствий невоздержанной жизни. Одиннадцать лет после того бабушка скончалась в той же деревне. Смерть соединила их. Они покоятся друг подле друга в Святогорском монастыре".
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин (1770-1848) [1] получил светское французское воспитание в духе вольнодумства XVIII века. В основе этого воспитания лежала скептически-атеистическая французская философия и эротическая французская литература. Особый успех он имел в салонных играх, требовавших остроумия и игривости ума. Был он прекрасный актер и декламатор, мастерски читал Мольера, писал легкие французские и русские стихи. Интересуясь литературой, был лично знаком с Дмитриевым, Карамзиным, Жуковским, Батюшковым и другими литераторами. Летом 1814 года он вступил в масонскую ложу "Северного Щита" [2], но активного участия в ней не принимал. Будучи бессердечным эгоистом, он имел склонность к чувствительности и слезливости, любил патетические вопли и декламационные жесты. Основная черта его личности была постоянная душевная фальшивость и актерство в жизни. К детям своим Сергей Львович был глубоко равнодушен. Никакой душевной близости с ними у него никогда не было. Никакой душевной ласки дети никогда от него не имели. Сергей Львович умер 78 лет, в 1848 году, на 11 лет пережив своего великого сына. Двенадцать лет он прожил одиноким вдовцом. Однако продолжал изысканно одеваться, балагурить, ухаживать за молодыми девушками и даже 10-летними девочками, влюблялся в них и писал любовные стишки. Несколько раз он сватался к молодым девицам, будучи на 50-60 лет старше их. Между прочим, он ухаживал за А.П. Керн, которую воспел Пушкин, писал ей страстные любовные письма, а затем влюбился в ее дочь, Екатерину Ермолаевну, подбирал и ел кожицу от клюквы, которую она выплевывала... За несколько дней до своей смерти он умолял ее выйти за него замуж... Таким "павианом во фраке" был отец Пушкина.
Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал [3], была легкомысленной, ветреной, избалованной и капризной женщиной. Она была очень хороша собой, и в свете ее прозвали "прекрасной креолкой". Мало интересуясь французской философией, она знала французскую литературу, вполне сходясь в этом отношении во вкусах со своим мужем, очаровывая светское общество не только своей красотой, но и остроумием и веселостью. Питала отвращение ко всякому труду и, подобно мужу, запустившему управление имениями, она совершенно запустила свое домашнее хозяйство. Надежда Осиповна была вспыльчива, властна и взбалмошна. Муж находился у нее под башмаком. У нее было трое детей: старшая дочь Ольга [4], сын Александр (поэт), - которых она не любила, и младший сын Лев [5], которого обожала. Старших детей она часто подвергала несправедливым и унизительным наказаниям. Никакой материнской ласки старшие дети не знали. Поэтому, когда 12-летнего отрока Пушкина повезли в Петербург для помещения в Лицей - он покинул родителей без всякого сожаления.
Надежда Осиповна умерла ровно за 10 месяцев до трагической кончины своего великого сына. Умерла она в первый день Светлого Христова Воскресения, в самую заутреню, 29 марта 1836 года. В последний год ее жизни, когда она серьезно заболела, Пушкин стал чрезвычайно внимателен и почтителен к ней, проявляя искреннюю заботливость и нежную любовь. Баронесса Е.Н.Вревская [6] в заметке, бывшей в распоряжении историка М.И.Семевского ("Русский Вестник", 1869, № 11, 89), сообщила по этому поводу очень ценные сведения: "Пушкин чрезвычайно был привязан к своей матери, которая, однако, предпочитала ему второго своего сына (Льва), и притом до такой степени, что каждый успех старшего делал ее к нему равнодушнее и вызывал с ее стороны сожаление, что успех этот не достался ее любимцу. Но последний год ее жизни, когда она была больна несколько месяцев, Александр Сергеевич ухаживал за нею с такой нежностью и уделял ей от малого своего состояния с такой охотой, что она поняла свою несправедливость и просила у него прощения, сознаваясь, что не умела его ценить. Он сам привез ее тело в Святогорский монастырь, где она похоронена. После похорон он был чрезвычайно расстроен и жаловался на судьбу, что она и тут его не пощадила, дав ему такое короткое время пользоваться нежностью материнскою, которой до того времени он не знал..."
Брат отца, дядя Пушкина Василий Львович (1767-1830), второстепенный, но известный в свое время поэт, был немногим лучше своего брата. Писал он, подражая стилю Дмитриева и Карамзина, послания, элегии, басни, сказки, сатиры - обычно легкомысленного, а порой и непристойного содержания, вкрапливая для остроты в свои произведения даже и совсем неприличные слова. Пушкин ценил дядю и его стихи только в самой ранней юности. Позднее же он постоянно отзывался о нем с насмешкой и пренебрежением, а иногда с горьким сожалением. В 1830 году, незадолго до смерти Василия Львовича, Пушкин писал о нем Вяземскому: "Бог знает, чем и зачем он живет".
Правильное воспитание и моральная среда, в которой живет и развивается ребенок, могут во многом парализовать тлетворное влияние порочной наследственности. Но Пушкин был лишен и этого. Воспитание, которое он получил в семье и в школе (в Лицее), нельзя назвать иначе, как развращающим и растлевающим сердце и ум.
Пушкин родился почти уродом. Обезьяноподобный, волосатый, он рос вялым, малоподвижным, тупым, угловатым, неуклюжим ребенком, ужасавшим своим видом и поведением родителей. Затем он вдруг резко переменился: стал, наоборот, необычайно подвижным, легко возбудимым, взрывным, оставаясь долгое время угловатым и неуклюжим. Недаром и прозвища впоследствии у него были: "Искра" и "Сверчок" (между прочим, нежный Жуковский называл его "сверчок моего сердца"). Африканская кровь предков по матери породила у Пушкина африканские страсти и создала его взрывной желчный темперамент. К этой крови присоединилась извращенная, порочная и преступная кровь его европейских предков со стороны отца, грозившая роковым образом предопределить на всю жизнь порочное развитие его моральной личности. Семейное и школьное воспитание во многом углубило тяжелую наследственность. Рано научившись читать, отрок Пушкин нашел в огромной библиотеке отца массу атеистической и эротической французской литературы, с которой жадно стал знакомиться. Запойное чтение этой развращающей сердце литературы питало рано пробужденные чувственные страсти, а скептические и атеистические идеи, преподносимые в ироническом и сатирическом освещении, развращали и юный ум.
Формально родители Пушкина не были чужды бытового Православия: они иногда служили молебны, приглашали на дом приходских священников, раз в год говели. Но случалось нередко, что после исповеди и причащения Святых Тайн, вечером того же дня, Сергей Львович (отец) или Василий Львович (дядя) декламировали кощунственные стихи Парни [7], в которых автор издевался над церковными таинствами и обрядами. В семье Пушкиных, как и во многих других подобных семьях того времени, вообще господствовало ироническое отношение к религии, к Церкви и духовенству. Так как непристойные насмешки по этому поводу часто облекали в остроумные и соблазнительно привлекательные формы, то ребенок Пушкин, имея живой и насмешливый ум и повышенную восприимчивость, быстро и прочно усвоил себе эту манеру, которая мутной струей прошла через его жизнь и творчество в течение многих лет.
С ранних лет отданный на руки гувернанток и гувернеров сомнительной нравственности, и к тому же часто менявшихся, лишенный родительского внимания и ласки, вполне предоставленный бесконтрольной соблазнительности в выборе чтения, рано узнавший из неосторожных разговоров взрослых в гостиной, в лакейской и в девичьей о том, что на языке этих взрослых называлось "любовью", отрок Пушкин был уже глубоко отравлен ядом кощунства, цинизма и скепсиса, надолго развративших его живое творческое воображение. Очень рано чуткое ухо отрока познакомилось и с тем, что называется сквернословием, образцы которого, главным образом на русском языке (хотя дома говорили большей частью по-французски), он часто слышал. И привычка сквернословить долго и прочно держалась у Пушкина. Если не вовсе отучил, то во всяком случае весьма содействовал искоренению этой привычки у русского великого поэта его друг, великий польский поэт Мицкевич.
Все складывалось так, что Пушкин мог совершенно нравственно погибнуть. Но, к счастью, по милости Божией, даны были Пушкину и благие дары свыше; посланы были и добрые влияния на его жизненном пути, начиная даже с колыбели. Среди даров, посланных свыше, надо отметить врожденное большое доброе сердце, чрезвычайно чуткую совесть, повышенную моральную самокритику, исключительную высочайшую и чистейшую эстетическую одаренность вообще и светлый поэтический гений в особенности, особую ясность творческого ума и мужественную волю. При наличии этих врожденных подарков с неба - невозможно было не стать Пушкину религиозным, невозможно было ему не откликаться на благие влияния, зовущие к свету Божественной Истины, Добра и Красоты. Носителями таких благих и добрых влияний, посеявших в глубину глубин души Пушкина с ранних лет его детства и отрочества неумирающие семена подлинно "разумного, доброго, вечного" - были: бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, горячо и нежно любившая внука и, в свою очередь, любимая им; прославленная любимая няня Пушкина Арина Родионовна [8]; диакон Александр Иванович Беликов (окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию), преподававший отроку Пушкину Закон Божий, русский язык и арифметику (с 1809 по 1811 г.); и, наконец, дядька Никита Козлов [9], состоявший при Пушкине в детстве в Москве, затем, после окончания Лицея, в Петербурге; был при Пушкине в ссылке на юге и в селе Михайловском; служил камердинером после женитьбы Пушкина и отвозил со своим барином тело матери поэта из Петербурга в Святые Горы; а в начале февраля 1837 года отвозил туда же гроб с телом самого поэта. Жандармский офицер Ракеев, по долгу службы сопровождавший гроб Пушкина, рассказывал: "Человек у Пушкина был... Что за преданный был слуга. Смотреть было даже больно, как убивался. Привязан был к покойнику, очень привязан. Не отходил почти от гроба: не ест, ни пьет" (В.Вересаев. Спутники Пушкина. М., 1937. Т. I. С. 38).
Бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818), по общим отзывам, была очень умная и рассудительная женщина. Дельвиг, друг Пушкина, приходил в восторг от письменного слога Марии Алексеевны, от ее сильной простой русской речи. Когда ребенку грозило наказание от отца или матери (часто незаслуженное, жестокое и даже несправедливое), то он убегал к защитнице-бабушке, где его уже не трогали. Бабушка и няня Арина Родионовна рассказывали младенцу и отроку Пушкину народные сказки, а чтобы он не страшился их - учили его молиться и креститься и сами его крестили. В стихотворении "Сон" (1816 г.) Пушкин так об этом вспоминает: Ах! умолчу ль о мамушке моей,
(трудно сказать, к кому это относится - к бабушке или к няне?)
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы... |
В 1806 г. Мария Алексеевна, купила под Москвой прелестное сельцо Захарово, в котором Пушкины проводили летнее время. С няней Ариной Родионовной (1758-1828) Пушкин особенно сблизился и глубоко ее оценил в годы вынужденного своего пребывания в селе Михайловском. Не знавший в детстве и юности материнской ласки, Пушкин относился к горячо любившей его няне с истинно сыновней нежностью, трогательно называя ее в одном из своих стихотворений "голубка дряхлая моя".
Лето, проведенное отроком Пушкиным в селе Захарово, всегда освежало юную душу глубокими впечатлениями дивной русской деревенской природы. Но с наступлением осени надо было возвращаться в Москву, где соперники бабушки и няни - Вольтер, Руссо, Парни, Жак Вержье, Жан Грекур - снова завладевали и пленяли неопытное сердце и незрелый еще ум отрока-поэта.
Из массы прочитанных авторов французской литературы именно Вольтер и Парни долгое время владели умом и душой Пушкина. Именно этим двум авторам он старался подражать, восхищаясь изяществом бесстыдных их творений и тонкой язвительностью их кощунственной насмешки над религией. Это им, в конце концов, обязан Пушкин самым позорным грехом своей жизни: сочинением в 1821 г., в Кишиневе, кощунственно-циничной поэмы "Гавриилиада", облеченной в изящно-привлекательную поэтическую форму. Как известно, Пушкин от этой поэмы с мучительным стыдом и омерзением отрекался потом всю жизнь.
|
Примечания
|
Иван Михайлович Андреев (наст. фам. Андреевский) родился в Санкт-Петербурге 14 марта 1894 г. в семье потомственных медиков: его предок лечил умирающего Пушкина. Учился в Введенской гимназии, затем в гимназии Видамона; увлекался либеральными идеями переустройства общества. И отошел от Церкви. В 1914 г. Андреевский поступил на философский факультет Сорбоннского университета, где слушал лекции известных профессоров, в частности, Анри Бергсона (1859-1941), учением которого одно время увлекался. В 1917 г. вернулся в Россию, где вновь воцерковился. В период обновленчества был ярым его противником. Работал в Бехтеревском институте психиатрии. В 1927 г. возглавлял депутацию от Санкт-петербургской епархии к митрополиту Сергию (Страгородскому) для уяснения церковной позиции священноначалия после издания известной декларации о лояльности к установившейся после революции 1917 г. власти. В 1929 г. был арестован и до 1931 г. находился в заключении на Соловках. После освобождения из концлагеря - ссылка. С 1937 по 1941 г. работал главным психиатром областной больницы в Новгороде. Во время оккупации вместе с философом С.А.Аскольдовым сотрудничал в местных газетах, затем уехал в Германию, где жил до 1950 г., до переезда в США, где и скончался 30 декабря 1976 г.
Преподавал в Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле, именно здесь проявил себя как крупный филолог и богослов. Им созданы и выпущены в свет оригинальные богословские труды: "Православно-христианская апологетика" - курс лекций, читанный в Свято-Троицкой Духовной семинарии; "Православно-христианское нравственное богословие" - конспект лекций, читанных перед воспитанниками той же семинарии.
На протяжении нескольких лет (1951-1961) проф. И.М.Андреев был постоянным автором церковно-богословского ежегодника "Православный Путь", им, в частности, опубликованы материалы: "Епископ Максим Серпуховской (Жижиленко) в Соловецком концентрационном лагере"; "Помазанник Божий" (К вопросу о сущности православного русского самодержавия)", "Религиозное лицо Гоголя (К 100-летию со дня его кончины)", "Учитель умиления и радости (К 50-летию открытия мощей преп. Серафима Саровского)". "Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 г.", "Памяти профессора Ивана Александровича Ильина (Критикобио-библиографический очерк, вместо некролога)", "О характере научно-атеистической пропаганды в Советской России", "Основы христианской нравственности (Вступительная лекция к курсу Нравственного богословия)", "Основные особенности личности и деятельности отца Иоанна Кронштадтского", "О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста", "Уход и смерть Льва Толстого (К 50-летию со дня его кончины)", "Христианская Истина и научное знание".
Свое обширное исследование "А.С.Пушкин (Основные особенности личности и творчества гениального поэта)", написанное к 125-летию со дня гибели поэта, проф. И.М.Андреев также намеревался опубликовать в сборнике "Православный Путь" за 1962 г. Но по не зависящим от него причинам связь с этим изданием прервалась, и означенный труд впервые увидел свет во "Владимирском Календаре" на 1964 г. Затем вошел составной частью в его книгу "Очерки по истории русской литературы XIX века. Сборник 1-й" (Джорданвилль, 1968, с. 1-57). Текст очерка воспроизводится по этому изданию. ^
|
1. Пушкин Серей Львович (1770-1840), отец поэта. Всем своим детям он дал "французское образование". Пренебрежительное отношение к детям способствовало взаимному отчуждению. В пору Михайловской ссылки А.С.Пушкина (1824-1826) отношения между отцом и сыном окончательно утвердились как враждебные, несколько сгладившись только перед смертью поэта. ^
|
2. Масонская ложа "Северный Щит" основана в 1784 г., была закрыта в самом конце XVIII в. и возобновлена в 1809 т. Символический смысл названия этой ложи раскрывается в книге Дарьи Лотаревой "Знаки масонских лож Российской империи" (М., 1994): "В масонском ритуале в 32 степени древней и принятой шотландской системы брат носил меч и щит. "Щит" знаменовал крепость границ, означал "государственный щит". В одном из ритуальных представлений аллегория "Безопасность границ" появлялась без щита. Вся деятельность этой ложи на территории России велась в пользу польских сепаратистов". ^
|
3. Пушкина Надежда Осиповна, урожд. Ганнибал, мать поэта, 1775-1836. ^
|
4. Пушкина Ольга Сергеевна, сестра поэта, в замужестве Павлищева, 1797-1868. ^
|
5. Пушкин Лев Сергеевич, брат поэта, 1806-1852. ^
|
6. Вревская Евпраксия Николаевна, урожд. Вульф, бар., 1809-1883. ^
|
7. Парни Эварист де Форж, французский поэт-вольнодумец, стихи которого носили ярко выраженный эротический характер, 1753-1814. ^
|
8. Арина Родионовна Яковлева, (1758-1828), няня Пушкина. В 1799 г. бабушка поэта М.А.Ганнибал подписала вольную крепостной Арине, но она предпочла остаться у хозяев, где вынянчила Ольгу, Александра и Льва Пушкиных. По утверждению близких к Пушкину людей, он "никого истинно не любил, кроме няни своей" (А.П.Керн). И няня платила ему такой же привязанностью: "Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме" - ее слова. Более подробно см.: Ульянский А.И. Няня Пушкина. М.-Л., 1940. ^
|
9. Козлов Никита Тимофеевич, (1758 - не ранее 1854), дядька поэта, служивший Пушкину на протяжении всей его жизни. Исполнял самые различные поручения, в том числе относил рукописи в цензуру и в типографию. На долю его выпала печальная участь - перенести раненого на дуэли Пушкина из кареты в квартиру. "Грустно тебе нести меня?" - спросил его Пушкин. В ночь с 1 на 2 февраля 1837 г. Никита Козлов вместе с А.И.Тургеневым выехал с телом Пушкина в Святогорский монастырь и не покидал своего "доброго барина" до самой могилы. Пушкин называл своего дядьку - "благообразный служитель". ^
|
|