СОДЕРЖАНИЕ:
Главная
Новости
Храмы
Святыни
Библиотека
Молодежная страничка
Контакты
КРАТКО О ВАЖНОМ:
О Великом Посте
Азы Православия
Крестины
Исповедь
Венчание
Суеверия
Погребение
В защиту веры
Церковь и армия
В защиту жизни

 
Георгиевская епархия
Епархия
Патриархия.RU

 
Православие.Ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

Рейтинг@Mail.ru
 
Отношение Благодати и свободы. Учение Откровения

     Приведенные тексты Священного Писания показывают, что спасение человека совершается не одними действиями Благодати, но и человеческих сил.
     Возникает естественный вопрос: в каком отношении стоит освящающая Благодать к свободе человека? На этот вопрос Откровение не дает прямого ответа, относя благодатные действия к неведомым, хотя и спасительным дли человека тайнам; это засвидетельствовал Сам Спаситель, сравнивавший возрождающий дух с дыханием ветра, неизвестно откуда приходящего, но каждому дающего ощущать свои действия (Ин. 3,8). Тем не менее, из Откровения совершенно ясно то, что освящающее Благодатию Духа Святаго во всех видах ее действия свободное участие человека не только не исключается и не устраняется, но, напротив, везде необходимо предполагается. Это участие выражается содействием со стороны воли человека. Само собою понятно, что воля здесь как сила низшая, должна всегда занимать в отношении к Благодати, как силе высшей, второстепенное и подчиненное место.
      Так, ап. Иоанн благодатное начало, возрождающее и утверждающее новую духовную жизнь в верующем называет "семенем Божиим", которое в нем пребывает (1 Ин. 3, 9). Если благодатное начало есть семя, то понятно, что оно не сразу является тем, чем есть по своему существу, но только постепенно развивается и разрастается, конечно, не иначе, как только при участии и содействии самой духовной природы человеческой, подобно тому, как и всякое растительное семя развивается и растет не иначе, как только при соучастии и содействии той почвы, в которую оно положено. Если, далее, оно есть семя, в своем развитии зависящее от такого или иного свойства свободно-разумной природы человека, то понятно, что оно, смотря по тому, какие находит для себя условия - благоприятные или неблагоприятные, - быстрее или медленнее развивается и возрастает; иногда же оно вовсе не развивается и глохнет. Соответствует приведенному рассуждению и притча Спасителя о сеятеле.
     В таких именно чертах и на самом деле представляются Откровением действия Благодати в отношении их к свободе человека. Так, одни на первых же порах с умилением и всецелою покорностию принимают подаваемую им Благодать Св. Духа (Деян. 2,37,38), другие, наоборот, как отмечалось, постоянно ей противятся (Деян. 7,51) и от нее удаляются (Гал. 5,4). Тогда как одни не напрасно принимают благодать Божию, делая из нее спасительное для себя применение (1Кор. 15,10; 2 Кор. 6,1), другие, наоборот, не только понапрасну ее принимают, но еще оскорбляют (Еф. 4,30). Тогда как, наконец, одни полученную ими благодать Божию возгревают (2 Тим. 1,6), возращают (2 Петр. 3,18) и приумножают (2 Петр. 1,2), другие, наоборот, ее угашают или вовсе утрачивают (1 Сол.5,19),- угашают Дух.
     Следовательно, по мысли Откровения, соотношение между божественной Благодатию и человеческою свободою заключается в возможно постоянном и внутренне гармоническом или органическом единстве этих двух начал - Божеского и человеческого; однако, это должно происходить при преимущественном влиянии первого и при свободном подчинении ему последнего. Высокий же образец такого гармонического единства и взаимодействия этих начал представил нам в своем лице св. ап. Павел, который, осуществившееся в его духовно-благодатной жизни единство двух начал изображает в следующих словах: "благодатию Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их (апостолов) потрудихся, не аз же, но благодать Божия, яже со мною" (1 Кор. 15,10).
     Здесь Апостол говорит, во-первых, что Благодать Божия, вселившаяся в него (Ср. 2 Кор. 12,9), сделала его тем, что он есть, но, во-вторых, что и он потрудился, и, в-третьих, что все это сделала благодать в содействии с ним. Сказано: "со мною", а не "во мне", чтобы кто-либо не подумал, что Благодать сделала все одна за него и вместо него. В этом изречении Апостола усматривается и личное участие человека в деле спасения и показывается преимущественное значение Благодати, - в словах начала и конца приведенного текста: "Благодатию Божиею есмь, еже есмь..."; "не аз же, но Благодать Божия..."
     Цитируемые здесь слова Апостола вполне ясно выражают учение Священного писания о взаимодействии Благодати и человека.
 

Сайт Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии Русской Православной Церкви.