Сущность освящения человека
Чтобы определить понятие освящения с нужною точностью, необходимо вспомнишь нижеследующие места Св. Писания. Ап. Павел, изображая то, сравнительно с прежним, новое оправданное состояние, в котором после обращения поставлены были коринфяны, говорит им, между прочим, следующее: "и сими", т.е. повинными, подобно не христианам, во всевозможных преступлениях, "убо неции бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего у Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1 Кор. 6,11). Из приведенных слов совершенно ясно, что Апостол соединенное с омытием (в крещении) и совершаемое во имя Иисуса Христа Духом Божиим освящение и оправдание верующих полагал, с одной стороны, в их освобождении от их прежних грехов, а с другой - во вновь приобретенной ими праведности и святости, и подобно тому, как под освобождением от грехов понимал здесь не внешнее только их прощение или невменение, а действительное и внутреннее очищение, так и под противопоставляемою им прежней порочной жизни верующих праведностию и святостию разумел, конечно, не мнимую только и совне объявленную, а действительную их праведность и святость.
В послании к Галатам ап. Павел освящение человека, "получаемое чрез крещение, называет: облечением во Христа, выразившись так: "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" (Гал. 8,27). Но здесь же он совершенно ясно показывает, что под облечением во Христа нужно разуметь какое-либо только внешнее соприкосновение к верующему Христа, прикрывающего его Своею благостию, а чисто внутренне отображение Христа в его обновленной душе, или, что тоже, воспроизведение новой жизни во Христе в его собственной жизни; Апостол в предыдущем же стихе к верующим, крестившимся во Христа, говорит: "Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе" (Гал. 3,26), а в следующей главе обращается к ним с такою речью: "Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас" (Гал. 4,19). Эту же мысль повторяет и полнее раскрывает ап. Павел в послании к Римлянам, где, говоря о тех, которые крестились во Христа, так объясняет сущность и значение воспринятого ими крещения, что чрез него они спогреблись Христу и умерли для греха с тем, чтобы впредь не работать ему, а вместо этого ходить в обновленной жизни, и жить для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 6,3-11).
Но еще прямее и определеннее свою мысль об освящении выражает тот же Апостол в послании к Титу, где он, изображая искупительные действия Спасителя нашего, говорит, что Он, "не от дел праведных, их же сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею паки бытия и обновления Духа Святаго (банею возрождения и обновления Св. Духом), Его же излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим, да оправдившеся Благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя" (Тит. 3, 5-7). Здесь, как не трудно видеть, спасение человека, соединенное с его оправданием, прямо и положительно поставляется только во внутреннем и благодатном возрождении и обновлении; это благодатное возрождение и обновление делает человека по самому внутреннему его состоянию, правый пред Богом, а потому и имеющим основу упования на наследие жизни вечной.
Подобный же смысл заключает в себе и те места Св. Писания, в которых возрожденный и оправданный во Христе называется то "новою тварью (Гал. 6,15; 2 Кор. 5, 17), то членом Тела Христова от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30), то человеком духовным (Гал. 6,1), притом таким человеком, который постоянно и постепенно внутренне возрастается и преуспевает, пока не придет в зрелость мужа и в меру полного возраста Христова (Еф. 4,13).
Итак, освящение человека, как оно изображается в Откровении, не есть только одно чисто внешнее прощение человеку, или невменение прежних его грехов, а есть действительное и внутреннее их очищение и исцеление. Не есть также одно чисто внешнее оправдание или только прикрытие праведностию Христовой порочной, души оправдываемого, а есть, напротив, внутреннее благодатное его возрождение к новой во Христе жизни, а также возрастание и преспеяние в этой жизни, делающее ее по самому существу правою пред Богом.
В таком смысле понимали благодатное освящение человека и все древние отцы и учителя Церкви, что совершенно ясно уже из того одного, что они обыкновенно его и связанные с ним состояния называли то духовным омытием или очищением и исцелением от всех греховных скверн и недугов (Григорий Богослов, Златоуст), то духовным возрождением или воссозданием для новой во Христе жизни (Григорий Богослов), то восстановлением в душе человека помраченного образа Божия (Варнава, Василий Вел.) или воображением в ней Христа (Кирилл Алекс.), то просвещением и просветлением души, в силу чего она освобождается от всякой тьмы, как бы вся становится и светом и видящим глазом (Макарий Вел.), то, наконец, особенным благодатным одухотворением, в силу которого человек из душевного становится духовным (Ириней Лион.), возводя восстановленный образ Божий в состояние богоподобия.
Как же совершается это великое дело освящения человека, дело его внутреннего возрождения и преобразования для новой жизни во Христе? Главным и преимущественным деятелем как можно видеть уже из понятия о благости Божией и конечности человека, является здесь обильно изливаемая на верующих Св. Духом, в силу искупительного действия Христова, Его Благодать. Но это возрождение в то же время, как ясно учит тоже Откровение, совершается не иначе, как только при соответственном участии со стороны человека, а именно при его участии посредством своей веры. Так, Сам Спаситель веру почитал необходимым условием как вообще для принятия благодати Духа Святаго, так и в частности для принятия благодати крещения, когда учил: "Веруяй в Мя, якоже рече Писание, от чрева его истекут воды живы" (что сказал о Духе, Которого имели принять верующие в Него) (Ин. 7,38,39), и "иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет" (Мр. 16,16). И ап. Павел, как спасающую человека благодать, так и самое спасение везде поставляет в условную зависимость от веры; он учит, напр., что мы "спасени благодатию чрез веру" (Еф. 2,8), или: "мыслим убо верою оправдатися человеку" (Рим. 3, 28), "правда же Божия верою Иисус Христовою (чрез веру в Иисуса Христа) во всех и на всех верующих (Рим. 3,22)", "оправдившеся убо верою, мир имамы" (Рим. 5,1), "праведный от веры жив будет" (Рим. 1,7) и т.п. Освящение человека, поэтому, есть дело совместного и согласного действия двух начал - Божеского и человеческого - спасающей Благодати (1) и воспринимающей спасение веры (2), вследствие чего является в христианине новая жизнь во Христе, представляющая собою нечто аналогичное с жизнью Самого Иисуса Христа, как Богочеловека.
Поэтому, чтобы иметь более полное и определенное представление об освящении, нам необходимо подробнее сказать, во-первых - о Благодати, как главном и деятельном начале в освящении человека, и, во-вторых - о вере, как начале более подчиненном в том же великом деле.
|