Дополнительно смотрите:
Для чего была установлена церковь?
Христос не пожелал, чтобы верующие в него жили разрозненно. Он соединил их в одно общество, в одну семью, все члены которой связаны взаимно одной верой и взаимной любовью.
Это общество верующих называется Церковью.
Иисус Христос дал Церкви правильное устройство и ниспослал ей животворящую силу Святого Духа. Он сделал это для того, чтобы каждый верующий в Него мог легче спастись от греха.
Когда христиан было немного и все они жили в одном городе Иерусалиме, тогда они жили как одна любящая семья. Богатые отдавали свое имущество апостолам, а апостолы оказывали из него помощь бедным. Каждый день верующие собирались для молитвы, слушали наставления святых апостолов, причащались Святых Христовых Таин.
Когда христианская Церковь из Иерусалима распространилась по другим городам, то в каждом таком городе все верующие также составляли одну семью. Они также часто собирались для молитвы, для чтения слова Божия и причащения Святых Таин и также с любовью и охотно помогали друг другу и заботились о больных, стариках и сиротах.
Каждое такое общество называлось церковью, и все они вместе составляли одну христианскую Церковь. Впоследствии церквами стали называться и те места, где верующие собирались для молитвы, то есть храмы. Для управления Церковью и для совершения богослужения апостолы установили епископов, священников и диаконов.
Постепенно в церквах установился одинаковый порядок богослужения, одинаковые церковные обычаи и правила - посты, крестное знамение, богослужебные одежды и т.п. Составлялись церковные песнопения, которые входили во всеобщее употребление в Церкви, писались сочинения на защиту и разъяснение веры, созывались общие соборы для обсуждения и решения церковных дел. Так постепенно складывалась церковная жизнь в том виде, в каком она существует и теперь.
Все жили одной церковной жизнью. Претерпев в течение первых трех веков своего существования жестокие гонения от иудеев и язычников, христианская Церковь, в последующие века вынуждена была претерпеть не менее жестокую внутреннюю борьбу с еретиками, силившимися омрачить чистоту ее апостольского учения своими вымыслами и, отстояв свое учение на Вселенских соборах, к середине девятого века украсилась всею полнотою своего вероучения, богослужебного порядка и песнопений.
Почему так важно и спасительно для нас принадлежать к Православной Церкви?
Потому же, почему никто не захочет оставить прочный и отлично управляемый корабль и броситься в штормящее море, чтобы одиноко плыть по безграничному морскому простору, подвергаясь ежеминутной опасности погибнуть.
Можно употребить и другое сравнение. Кто, владея просторным, прочным и хорошо обставленным домом, захочет уйти из него и начать сам, своими слабыми силами строить рядом для себя новое жилище?
Православная Церковь, основанная Господом Иисусом Христом, укрепляемая и просвещаемая Святым Духом, выросшая на трудах святых Апостолов, на крови святых мучеников, на подвигах Отцов Церкви и преподобных, украшенная торжественными и трогательными праздниками, воспоминаниями, обрядами и песнопениями, сияющая высокими примерами святых подвижников и вдохновенными писаниями отцов и учителей церкви, является для нас тем духовным кораблем и тем духовным домом, где каждый из нас находит себе духовный приют и духовную пищу, где наша душа получает правильное и здоровое духовное развитие, учится истинной христианской жизни. Поэтому апостол Павел и называет Церковь “столпом и утверждением истины” (1 Послание к Тимофею. 3, 15), а Иисус Христос обещает Церкви несокрушимую крепость: “Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее” (Евангелие от Матфея, 16, 18).
С самых первых дней нашей жизни мы уже входим в благодатную обстановку Церкви, но только не всегда ее замечаем и ценим, и не всегда заботимся о том, чтобы воспользоваться всеми теми благами, которые она нам предлагает.
Тотчас по рождении нашем она благословляет особою молитвою наше вступление в мир.
В восьмой день нашей жизни она нарекает нам христианское имя и молится о том, чтобы мы выросли достойными наименования христианина.
В сороковой день она благословляет наше вступление в храм, воцерковляет нас.
И все последующие важные, решительные моменты нашей жизни она освещает своею молитвою, подкрепляет ваш дух своей благодатной силой.
В храме она воспитывает нашу душу святыми впечатлениями. И по кончине нашей она не оставляет нас своими молитвами. И одного только она желает от нас, чтобы мы шли ей навстречу с открытым сердцем, чтобы мы не лишали себя ее благодатной помощи, не разрушали совершаемого ею в нас доброго дела дурной жизнью, и со своей стороны жили так, как того требует наше христианское достоинство, не отрываясь от ее материнских забот и доброго влияния.
Подготовил к печати священник Димитрий Морозов.
|