Дополнительно смотрите:
Молодежная страничка
Книга: Разговор с молодыми. О Боге, любви, красоте.
Протоиерей Павел Карташёв - известный православный священник, настоятель храма Преображения Господня в Больших Вяземах Одинцовского района Московской области. Писатель. Эти беседы состоялись в некоторых школах и институтах. В их основе — желание помочь молодым людям увидеть себя в мире. Во-первых, увидеть мир: землю, звезды и бесконечность — то есть пространство. И почувствовать время: начало, историю и нынешний день. Во-вторых, увидеть себя, себе подобных. Оценить таланты, глубину и красоту человека — созданного Богом, Им согретого и просвещенного, Им спасаемого от смерти.
Скачать книгу (формат pdf).
|
Почему мы верим в Бога ?
Взгляните вокруг себя, посмотрите на окружающий вас мир! Неужели можно допустить, что он возник сам собою, случайно? Или что нет разумной силы, которая бы его сохранила и им управляла?
Взгляните в глубокую ночь на небеса. Весь темно-голубой небесный свод усеян великолепными звездами! Все эти прекрасные небесные светила представляют собой громадные тела, превосходящие своими размерами не только землю, но нередко и само солнце: их в небесном пространстве рассыпано необъятное множество, и все они стройно и согласно движутся по назначенным им путям друг около друга.
Откуда они явились, все эти бесчисленные, необъятные светила, чем они поддерживаются в пространстве в их стройном согласном движении? Сами собою? Случаем? Конечно, нет! Этого не может допустить наш разум! Бросьте на стол несколько сотен печатных букв - сложатся ли они случайно в разумную фразу?
Точно также без Разумной Силы невозможно разумное, стройное, согласное движение небесных светил. Сами небеса говорят нам о Боге. О Боге же говорит нам и вся окружающая нас на земле природа, чудная красота полей и лесов, морей и гор, красота птиц, зверей и насекомых! Только мы, слепые, не видим всего этого и не замечаем Бога в Его творениях.
В замечательной книге митрополита Григория “День святой жизни” автор пишет: “Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая также необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их. Как же нам не любить Господа Бога всей полнотой нашей любви? ”
По мере того, как мы растем, мы начинаем знакомиться с молитвами. К молитве домашней присоединяется молитва церковная, в которой мы начинаем участвовать, посещая святой храм. И церковная служба, особенно великопостная и пасхальная, оставляет в нашей душе глубокое, отрадное и светлое впечатление, нередко на всю жизнь.
Вот как рассказывает о своих детских религиозных переживаниях старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Достоевского: “Повела меня матушка в храм Господень, в страстную неделю, в понедельник к обедне. День был ясный, и я, вспоминая теперь, как возносился из кадила фимиам и тихо восходил вверх, а сверху, в куполе, в узенькое окошко так и льются на нас в церковь Божию лучи, и восходя к ним волнами, как бы таял фимиам. Смотрел я умиленно, и в первый раз от роду (ребенку было тогда восемь лет - авт.) принял я тогда в душу первое семя Слова Божия осмысленно. Вышел на середину храма отрок с большой книгой, такою большою, что, показалось мне тогда, с трудом даже и нес ее и возложил на аналой, отверз и начал читать, и вдруг я тогда в первый раз нечто понял, в первый раз в жизни понял, что в храме Божием читают.
Был муж на земле Уц, правдивый и благочестивый, и было у него столько-то богатства, столько-то верблюдов, столько-то ослов и овец, и дети его веселились, и любил он их очень и молил за них Бога: может быть, согрешили они, веселясь. И вот восходит к Богу диавол и говорит Господу, что прошел по всей земле и под землею. “А видел ли раба Моего Иова?” - спрашивает Бог. И похвалился Бог диаволу, указав на великого раба Своего. И усмехнулся диавол на слова Божии. “Предай его мне и увидишь, что возропщет раб Твой и проклянет имя Твое”. И предал Бог Своего праведника, столь Им любимого, диаволу, и поразил диавол детей его, и скот его и разметал все богатство его, все вдруг, как Божиим громом; и растерзал Иов одежды свои и бросился на землю и возопил: “Бог дал, Бог и взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века”.
И вот - все младенчество мое как бы вновь восстает перед мною, и дышу теперь, как дышал тогда, детскою восьмилетнею грудкою моею и чувствую, как тогда, удивление, смятение и радость. И верблюды-то, как тогда, воображение мое заняли, и сатана, который так с Богом говорит, и Бог, отдавший праведника Своего на погибель, и праведник, восклицающий: “Буди имя Твое благословенно, несмотря на то, что казнишь меня! ” - а затем тихое и сладостное пение в храме: “Да исправится молитва моя!” и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва! С тех пор, даже вчера еще взял ее, эту святую повесть и не могу читать ее без слез ”.
Зачем пришел к людям Иисус Христос?
Целых пять с половиной тысяч лет ожидало человечество, обещанного Богом Спасителя, который должен был разрушить власть диавола и власть греха над людьми.
За это долгое время люди успели почувствовать всю тяжесть греха и поняли, что сами собою они не могут от него спастись, вырвать его из своей человеческой природы, примириться с Богом, Которого они оскорбили своим грехом.
И тогда пришел обещанный Спаситель. Он пришел, чтобы положить на земле начало новой, святой жизни. Все люди были испорчены грехом, все были нечисты, не было чистого ни одного, как говорит об этом слово Божие: “Нет праведного ни одного, нет разумевающего, никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны, нет делающего добро, нет ни одного” (Псалом. 13, 1-3, Послание к Римлянам. 3, 1—12). Люди “осуетились в умствованиях своих... называя себя мудрыми обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ , подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то и предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнения зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы” (Послание к римлянам. 1, 21-31). Люди чувстовали свои грехи, они тосковали по святости, и вот явилась совершенная Святость - Иисус Христос.
Эту совершенную Святость мог принести на землю только Сын Божий, только Бог, потому что из сотворенных существ никто не имел ее. Воплотившийся Сын Божий вместе со святостью принес на землю и бесконечное милосердие. Он пожалел людей, томившихся во власти греха. Он скорбел за них величайшей скорбью.
Чтобы никто из людей не чувствовал себя оставленным Им, далеким от Него, своего Спасителя, Он родился в самой бедности человеческой, давая этим возможность последнему из бедняков не считать Его недоступным для себя. Он переносил всякие лишения и страдания, чтобы все страдальцы находили в Нем для себя образец и утешение. Он претерпел позорную смерть на кресте, чтобы самые тяжкие, но кающиеся преступники не чувствовали себя Им отвергнутыми.
Словом, он принял на Себя, в Свою душу все бедствия и все грехи человеческие, не переставая Сам оставаться безгрешным. Людей, забывших Бога, Он научил знать Бога-Отца. Людей, преданных пороку, Он научил знать и любить в Своем Лике святость. Людей, скорбящих и гонимых, утешил Своим милосердием.
|