С 7 по 10 декабря 2018 г. по просьбе архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана в Элистинскую епархию была принесена святыня Воскресенского Мамай-Маджарского мужского монастыря г. Святой Крест (ныне г. Будённовск) - икона благоверного князя Михаила Тверского с частицей его святых мощей. По благословению епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона святыню в Калмыцкой епархии сопровождал руководитель епархиального отдела по канонизации протоиерей Владимир Сорочинский. Принесение иконы было приурочено к празднованию 700-летия мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, который является одним из небесных покровителей православных христиан Калмыкии.
7 декабря святыня прибыла в Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери города Элисты.
Епархиальные торжества, посвящённые 700-летию мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, прошли 8 декабря в селе Красномихайловском Яшалтинского района Республики Калмыкия. Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан в сослужении духовенства Элистинской епархии совершил Божественную литургию в строящемся сельском храме святых благоверных князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской. К началу богослужения была принесена икона князя Михаила с частицей его мощей, - святыню встретили на въезде в село и крестным ходом внесли в храм. По окончании Литургии архиепископ Юстиниан вознёс перед чтимой иконой сугубую молитву святому князю Михаилу Тверскому.
После богослужения в здании Красномихайловской средней школы состоялся праздничный концерт, посвящённый юбилейной дате. В фойе школы была развёрнута историческая экспозиция, подготовленная отделом религиозного образования Элистинской епархии. Посетители выставки смогли увидеть материалы, рассказывающие об истории создания Князе-Михайловского миссионерского стана, а также о жизненном подвиге святого князя Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской.
9 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан в сослужении духовенства совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Элисты. Перед началом богослужения в Кафедральный собор внесли икону святого благоверного князя Михаила Тверского с частицей его мощей. В завершении Литургии архиерей совершил молебен святому благоверному князю Михаилу перед принесённой святыней.
По окончании богослужения в большом зале заседаний Правительства Республики Калмыкия состоялось торжественное мероприятие, посвящённое Дню героев Отечества. Его подготовили и провели Калмыцкий казачий округ Всевеликого войска Донского совместно с Элистинской епархией и Центральным хурулом «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
На празднике присутствовали: архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан; атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского есаул Эрдни Манжиков; Герой России, полковник внутренней службы в отставке Баатр Гиндеев; настоятель Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг; председатель совета стариков Калмыцкого казачьего округа Николай Илюмжинов; советник главы Республики Калмыкия Константин Кирпилев; руководитель калмыцкого штаба «Юнармии» Чимид Джангаев; казаки Калмыцкого казачьего округа; учащиеся казачьих классов Русской национальной гимназии им. прп. Сергия Радонежского города Элисты, средней школы № 2 города Элисты и средней школы села Вознесеновка; представители юнармейский отрядов образовательных организаций города Элисты.
Мероприятие открылось молебном небесному покровителю Калмыкии святому благоверному князю Михаилу Тверскому. Священнослужители торжественно внесли икону святого князя в здание в сопровождении хоругвей с изображением святых воинов. Затем архиепископ Юстиниан прочитал молитву святому Михаилу и поздравил всех собравшихся с празднованием 700-летия мученического подвига Тверского князя. Завершилось мероприятие праздничным концертом.
Затем икона была доставлена в Казанский кафедральный собор г. Элисты.
В 7 часов утра 10 декабря святыня отбыла к месту своего постоянного пребывания в Казанский храм г. Буденновска.
Пресс-служба Георгиевской епархии.
Использованы материалы пресс-службы Элистинской епархии.
НАША СПРАВКА
Село Красномихайловское было основано в конце XIX века как посёлок близ православного миссионерского стана в Больше-Дербетовском улусе, в балке Яшалта. Миссионерский стан в калмыцкой степи был создан епископом Ставропольским и Екатеринодарским Владимиром (Петровым) в память погибшего мученической смертью в татарской Орде благоверного князя Михаила Тверского. Впервые епископ Владимир посетил Больше-Дербетовский улус в 1887 году, а в мае 1889 года лично совершил массовое крещение 50 калмыков. В качестве миссионера к этим новокрещённым калмыкам, перешедшим к оседлому образу жизни, был направлен родной брат архиерея игумен Антоний. На средства калмыцкого общественного капитала в посёлке были выстроены православная церковь, дома для миссионера и учителей. Преосвященный Владимир сам выбирал место для храма в посёлке. Сохранились свидетельства, что в этом храме хранилась шелковая епитрахиль с надписью: «В сем епитрахиле епископ Владимир совершал крещение 14 семейств из калмыков в Яшалтинской балке (близь села Яшалты) 13 и 14 мая 1889 г.» Позже епископ Владимир заказал для поселковой церкви храмовую икону святого князя Михаила Тверского.
Судьба Князе-Михайловского миссионерского стана всегда живо волновала епископа Владимира, в том числе и во время пребывания его на последующих архиерейских кафедрах - в Нижнем Новгороде и Казани. К сожалению, результаты деятельности миссионерского стана были незначительными. Главным причинами этого были травля крещёных калмыков их сородичами-ламаитами (буддистами) и частая смена миссионеров (со времени основания стана в 1889 г. вплоть до смерти в 1897 г. преосвященного Владимира в стане сменилось 10 миссионеров). Однажды, размышляя по поводу причин неудач, епископ Владимир с горечью сказал: «Будучи на Алтае и борясь все время с материальной нуждой, от которой тормозилось и самое миссионерское дело, я часто мечтал: вот если бы удалось мне устроить стан, вполне обеспеченный материальными средствами, с какой бы тогда быстротой распространялось из него христианство. Под конец жизни мне пришлось осуществить мою мечту - учредить Князе-Михайловский стан, положительно всем обеспеченный: и землею, и денежными пособиями, и солидным жалованьем миссионеру, и содействием гражданской власти. И все это, по-видимому для того, чтобы убедиться, что “аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущии”».
Поскольку в посёлке имелась церковь, он получил статус села. В дальнейшем наличие церкви послужило причиной притока в Князьмихайловку представителей русского населения. В конце 1912 года там имелись 43 саманных дома, школа, церковь, фельдшерский пункт, здание поселкового правления, амбар для зерна, торговая лавка и кузница; калмыцкое население села составляло 160 человек, русское - 226.
Существуют также сведения, что изначально посёлок назывался Крещённый Стан, а позже был переименован в Князе-Михайловский местным владетельным князем Михаилом Гахаевым, проживавшим в Башанте, которому принадлежало большинство окрестных земель и скота. В связи с этим напрашивается версия, что князь Гахаев был назван Михаилом в честь святого князя Михаила Тверского, а епископ Владимир (Петров) миссионерский стан на его землях назвал Князь-Михайловским, чтобы получить содействие от «гражданской власти». По другой версии, Князь-Михайловский стан был основан не просто на удобном для пребывания миссионеров месте, а именно там, где, согласно известному современникам епископа Владимира преданию, останавливался на ночёвку обоз с телом убиенного князя Михаила Тверского по пути из Орды в Москву в 1318 г. Впрочем, эти две версии не противоречат друг другу и вполне могут быть реальными историческими обстоятельствами.
После октябрьской революции село Князьмихайловка было переименована в Красномихайловское.