|
|
|
Новости
[Первая
-1]
[Страница 118 из 119]
[+1
Последняя]
Церковь и общество
"Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Международные Рождественские чтения – главный образовательный форум года, посвященный проблемам духовного просвещения. В одном зале собираются все, кому небезразличны судьбы Церкви и Отечества, кто озабочен поиском пути выхода из духовного кризиса, кого волнует нелегкая задача нравственного оздоровления нашего общества".
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. из доклада на II Международных Рождественских образовательных чтениях 9 января 1994 г.
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 28 января по 3 февраля 2007 г. в Москве прошли XV Международные Рождественские образовательные чтения. Тема Чтений - "Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке". Почетный Председатель Чтений - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Председатель - Управляющий Делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Заместитель - Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев).
Чтения проводила Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и других светских учреждений.
Первые Рождественские чтения состоялись в Москве в 1992 г. и были организованы Отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. Важнейшими задачами Чтений были развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни.
Начиная со вторых Чтений, на которых присутствовало уже более тысячи человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования Российской Федерации, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. В Рождественских чтениях активное участие принимают синодальные отделы Московского Патри¬архата:
- Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
- Издательский Совет Русской Православной Церкви
- Отдел Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
- Отдел Русской Православной Церкви по церковной благотворительности и социальному служению
- Миссионерский отдел Русской Православной Церкви
- Отдел Русской Православной Церкви по делам молодежи,
а также
- Министерство образования Российской Федерации
- Российская Академия наук
- Церковно-научный центр "Православная энциклопедия"
- Московская Духовная академия и семинария
- Российский Православный институт св. ап. Иоанна Богослова
- Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и другие учредители.
Салуянов А. П., герой Советского Союза, генерал-майор запаса ВДВ, член правления Российской Ассоциации героев:
"Для меня эти Чтения очень много значат, поскольку здесь я вижу из года в год то, что должно быть в духовной жизни России. Постепенно из этого мрака вырастает то, что будет являть основу государственности во всех сферах жизни России. Мы видим не просто нравоучительные высказывания, а весьма и весьма подготовленные доклады не только иерархов Церкви, мы видим уже и реакцию глубинки, где еще лет пять-десять назад катастрофически не хватало духовной литературы, не было такого наполнения храмов, как сейчас. Сейчас же, и это отрадно заметить, происходят процессы, которые очень положительно влияют на укрепление Российского государства".
Дмитрий Пергий, приход Белорусской Православной Церкви:
"Такого полного форума, как здесь, где бы обсуждался весь круг проблем, больше нет в России. Тут идет речь и о сектантской работе, и о миссионерской работе и, конечно, о воспитании, образовании. Чтения - это место, где можно понять, туда ли мы идем в развитии церковной жизни, посмотреть на достижения других церковных деятелей. В общем-то, практические выводы, которые можно потом осуществить в деле, - это самая главная польза Чтений".
Курбатов 0. А., преподаватель кафедры истории философии Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург:
"Рождественские чтения я рассматриваю как символ возрождения нашей страны, выхода из того смутного времени, в котором мы пребываем. Чтения способствуют тому, чтобы люди обратили внимание на исконно русские традиции, в том числе на те традиции, которые связаны с Православием. Чтения помогают понять, что не следует смотреть на Запад, впитывать то негативное, что идет оттуда. Я считаю, что перенимание чужого не присуще нашему народу, необходимо просто обратиться к нашим корням - это самая главная наша задача".
Митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий Делами Московской Патриархии, Председатель Международных образовательных Рождественских чтений:
"Пора понять, что Церковь обладает тем духовно-нравственным потенциалом, который необходим обществу для излечения своих ран, но нам нужны действенные механизмы, обеспечивающие реальную эффективность приложения имеющегося потенциала к насущным проблемам общества. Сегодня школа и Церковь должны объединить свои возможности, чтобы научить человека делать добро. Целью школьного образования является умственное, нравственное и физическое совершенство учащихся. Церковь имеет целью своего служения достижение духовного совершенства человека".
В рамках XV Рождественских чтений впервые состоялись Молодежные Рождественские образовательные чтения, целью которых было "пробуждение живого интереса молодежи к традициям Русской Православной Церкви, к истории нашей Родины и ее святыням, к духовным истокам отечественной культуры".
Председатель Молодежных чтений - митрополит Калужский и Боровский Климент, сопредседатели - Председатель Отдела по делам молодежи архиепископ Костромской и Галичский Александр и Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев).
Делегация Ставропольской и Владикавказской епархии во главе с Преосвященнейшим Епископом Феофаном также принимала активное участие в работе чтений. Преосвященнейший Владыка возглавил секцию "Церковь и общество".
От Буденновского района на Международных Рождественских чтениях побывали представители МОУ ООШ №11 и МДОУ №33 "Светлячок" с. Прасковея.
|
15 февраля (2 февраля по юлианскому календарю, принятому в Церкви) Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня.
Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 29 - 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37 - 38).
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета - праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке - святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке - святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
Вот уже несколько десятилетий в праздник Сретения Господня православный мир традиционно отмечает День православной молодежи.
Подготовлено свящ. Д.Морозовым
|
Крещение - один из двунадесятых праздников - празднуется каждый год 19 января по новому стилю. Этот светлый праздник исторически связан с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан.
"Приготовьте путь Господу"
Начало общественного служения Христа связано с именем святого Иоанна Крестителя. Он принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение - явить людям в определенный момент неправду, ложь и зло, которым общество пропитано и отравлено. Именно Он был послан подготовить народ к пришествию Спасителя. Он жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне, обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Как глашатай, который идет впереди царского шествия и провозглашает царское повеление, он провозглашал волю Божию: "Приблизилось Царство Небесное! Креститесь! Покайтесь! Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему".
Строгость его жизни делала из него сверхчеловеческую личность. Его суровая речь, подобная рычанию льва, его голос, звучащий божественным вдохновением, проникали в глубину души, затрагивали волю, поражали и увлекали сознание.
Учение о грядущем Царстве Божьем было хорошо известно иудеям из Ветхого Завета. Но мысль о том, что, прежде чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой и для многих она сделалась камнем преткновения. Иудеи крестили представителей других народов и религий, когда они переходили в иудейство, присоединялись к ветхозаветной религиозной общине. А Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, говорил, что их самих надо крестить, потому что по своим грехам они стали не лучше других.
Это был настоящий вызов обществу. Иоанн Креститель бросал вызов не только тем, что он предлагал креститься иудеям, но и своим подчеркнуто необычным образом жизни. Он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, которая по ритуальному закону считалась нечистой, ел пищу пустыни: сушеную саранчу и дикий мед. Он явно подражал знаменитому древнему пророку Илии, в свое время возвратившему заблудший народ к вере отцов. И описание жизни Иоанна Крестителя, и его одежда, и пояса, и саранча - все это как бы взято из 3-й книги Царств Священного Писания, где рассказывается о пророке Илии.
Иоанн Креститель не искал популярности. Он считал себя лишь вестником Того, Кто придет, и говорил: ‘Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым’.
’Сильный’ - одно из имен Бога, одно из имен Мессии, Спасителя. Снимать же обувь нельзя было заставлять даже самых последних рабов, потому что среди иудеев того времени это считалось самой грязной и ничтожной работой. И Иоанн Креститель перед лицом Спасителя ставит себя в положение ниже рабского. Он говорит о Спасителе, который будет крестить людей Духом Святым согласно тем пророческим указаниям, которые были даны в священных писаниях Ветхого Завета.
Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к Иоанну Крестителю, чтобы услышать его. Они крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Принять крещение от Иоанна означало для них "обратиться к Богу". Человек, таким образом, становился частью покаявшегося народа, готового встретить Мессию-Спасителя. Лишь политический официоз и религиозная элита Израиля не сочли нужным прислушаться к голосу Иоанна Крестителя.
"И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане", - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит, что именно "так надлежит нам исполнить всякую правду". Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана, Он берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божией Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.
И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1,4- 11).
Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно начитаны в Священном Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: "Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей".
Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества - всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне - это еще и событие Богоявления.
Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа. "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное", - говорит Господь в Евангелии (Ин.3;5). Православное Таинство Святого Крещения - это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.
У нас
Традиционно в православных храмах в этот день освящают воду. Раньше ее брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели праздничные стихиры. После этих священнодействий вода в реке становилась святой. Ее набирали в различные сосуды и несли домой. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер - экология не та. Ее сразу разливают после богослужения около церкви. Но старый обычай освящения воды на реке или озере сегодня активно возрождается. Сохранился до нашего времени и обычай окунаться в прорубь. Все чаще не только "моржи", но и обычные верующие, перекрестившись, с молитвой входят в ледяную воду, освященную благодатью Божией.
Крещенская вода используется в течение года для лечения различных недугов и освящения жилищ.
"НЕ НАДО ЗАЛЕЗАТЬ В ПЕРВУЮ ПОПАВШУЮСЯ ПРОРУБЬ"
Крещенские купания не являются обязательными для православных верующих, заявил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
"Не существует церковного правила, которое бы обязывало людей в крещенский день залезать в прорубь. Это традиция церковно-народная, но не собственно церковная", - отметил он.
Вместе с тем он призвал верующих "не проявлять никакой самодеятельности во время купания в проруби, быть крайне осторожными и делать это с верой в Бога. Верующему все возможно, поэтому есть люди, которые получат пользу от купания в такой мороз, особенно если они это делают с верой", - отметил отец Андрей.
По его словам, необходимо искать организованные площадки, проруби с оборудованным безопасным спуском, чтобы рядом были врач и священник, отапливаемая палатка.
"Поэтому не надо залезать в первую попавшуюся прорубь. Я знаю, что некоторые приходы и монастыри специально оборудуют такие купальни в эти дни", - напомнил собеседник агентства. Говоря о том, всегда ли сходит благодать на человека, окунающегося в воду, он подчеркнул, что "Божия благодать действует в ответ на желание и веру человека - если это будет пьяное купание, то человек, боюсь, всего лишь со своим спиртным духом соприкоснется".
В Праздник Крещения на Иордане произошло чудо
На праздник Богоявления в январе 2006 года, сразу после того, как иерусалимский Патриарх отслужил водосвятный молебен, река Иордан забурлила и потекла вспять. Точно так же это случилось после Крещения Христа, сообщает "Интерфакс-Релгия";.
Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, река забурлила. Появился водоворот, и на несколько минут течение обернулось вспять.
Над Иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад после того, как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.
По материалам Воскресной газеты "Покров" № 47-48 декабрь 2006 г.
|
Рождество Христово
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.
Старец Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались.
Ангел же сказал им: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".
Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь".
Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.
После этого пастухи возвратились к своим стадам, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.
На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.
Поклонение волхвов
Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии, или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.
Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.
В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".
Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей.
А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.
Ирод собрал к себе всех священников и книжников: то есть людей, изучавших книги Священного Писания, и спросил их: "Где должно родиться Христу?"
Они ответили: "В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея".
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: "Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему". На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.
Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.
Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).
Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда бла¬говонными маслами).
После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.
Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа св. Православной Церковью празднуется 25-го декабря (7 янв. н. ст.). К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским постом. Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником, потому что в этот день, по Уставу церковному, положено есть сочиво, то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды.
(подготовлено по изд. «Закон Божий», прот. С. Слободского, Спб.,1997г.).
|
29 декабря, в пятницу, духовенством Казанского храма г. Буденновска и Вознесенской церкви с. Прасковея была освящена МОУ ООШ №11 с. Прасковеи. Это стало возможным благодаря Соглашению о сотрудничестве между Вознесенским приходом в лице и.о. настоятеля иерея Димитрия Морозова и учебным заведением в лице директора Е.Г. Погореловой, подписанном в 2006 году.
В связи с заявлениями родителей и по согласованию с начальником отдела образования Буденновского муниципального района в трех начальных классах проводятся факультативные занятия по Основам Православной культуры вне рамок расписания.
Учебным пособием являются апробированные во многих регионах РФ книги А.В. Бородиной серии: "История религиозной культуры: основы Православной культуры".
На уроках как основные методы рекомендуются рассказ учителя, рассказ-беседа, беседа с учащимися и комментированное чтение.
Также детям предлагается пользоваться специальными богато иллюстрированными рабочими тетрадями, являющимися своеобразным закрепительным материалом по духовной, исторической и культурной составляющей данного курса. Использование кратких рассказов из жизни святых Православной Церкви, аудиоматериалов, различного рода викторин и игр делает занятия насыщенными и быстро усвояемыми.
30 декабря, в субботу, у Вознесенского храма с. Прасковеи появился новый купол, изготовленный в ЗАО "Росзаводстрой" г. Волгодонска. Его монтаж и установка была осуществлена благодаря рабочей бригаде из г. Буденновска В.Я. Морланга и жителя села С. Диброва.
|
19 декабря православные всего мира отмечают день святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийского. Его имя и его честный образ знают и имеют у себя в домах почти во всех семьях России. К нему обращаются в молитвах в семейных нуждах, во время путешествия, обретения работы и др. Однако нетленные мощи святителя, источающие многоцелебное миро, находятся в далеком от России итальянском городе Бари. Миллионы паломников ежегодно приезжают с разных концов света помолиться и приложиться к св. мощам Николая Угодника.
В Свято-Крестовском (Буденновском) благочинии престольные праздники отметят православные приходы сел Орловка Буденновского района, Ачикулак и Затеречный Нефтекумского района.
Сердечно и вседушевно поздравляем настоятелей и прихожан упомянутых храмов с их сугубым торжеством! Желаем по молитвам святителя Николая здравия душевного и телесного, неоскудевающей помощи Божией в служении на благо Церкви и народа Божия!
Подробнее на сайте православие.ру >>>
|
4 декабря Православной Церковью отмечается день Введения во храм Пресвятой Девы Марии. Почему мы по-особенному празднуем это событие из священной истории Ветхого Завета? О празднике …
5 декабря - память невинно убиенного в ставке Золотой Орды в 1318 г. благоверного князя-мученика Михаила Тверского, небесного покровителя городов побратимов Твери и Буденновска.
В нашем городе, в бытность его Св. Крестом, в 1879 г. иеромонахом о.Рувимом по благословению епископа Ставропольского Германа (Асецкого) на месте предполагаемой стоянки гроба с телом благоверного "отечестволюбца" был основан Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. Обитель до 1900 г. включала в себя Воскресенскую деревянную церковь и храм во имя св. Михаила Тверского, где находился св. образ князя-мученика с нетленной частицей его святых мощей. Образ был написан в Твери и передан в дар монастырю. С этой святыней с 1889 г. проводились ежегодные крестные ходы от Св. Креста до г. Ставрополя, продолжавшиеся нескольких месяцев.
В настоящее время в г. Буденновске в честь св. Михаила Тверского назван крестильный храм на территории Казанской церкви и одноименная часовня близ храма Воскресения Словущего.
Св. икона-мощевик по-прежнему занимает достойное место в старинном храме во имя Казанской иконы Божией Матери.
Кто же такой св. блгв. кн. Михаил, и какой пример он подает нам спустя почти восемь столетий? Подробнее …
6 декабря - день св. блгв. вел. князя Александра Невского.
Для прихожан с. Прасковея он является особо почитаемым русским святым. В его честь в 1911 г. в селе был воздвигнут храм, создан приход, появляется одноименное кладбище. Годы лихолетия сравняли с землей православный храм, однако не уничтожили из народной памяти имена духовенства тех времен. Например, старожилы ближайшей к месту бывшего храма (мастерские СХП "Прасковея" по ул. Ленина) округе вспоминают священников оо. Владимира (скорее всего, Карагачева) и Андрея (фамилия неизвестна), духовно окормлявших вверенный им Александро-Невский приход.
С 2001 г. идет подготовка к строительству нового храма во имя св. Александра Невского.
Известно, что он был мудрым дипломатом своего времени и, в тоже время, блестящим военачальником. В конце жизни великий князь всея Руси принимает иноческий постриг с именем Алексий.
Какой же жизненный идеал был у известного князя-политика и правителя-воина? Об этом читайте далее …
|
В этом году исполнилась юбилейная дата со дня основания села Прасковея - 225 лет. 10 ноября в день памяти святой великомученицы Параскевы, небесной покровительницы села, и.о. настоятеля храма Вознесения Господня иереем Д. Морозовым был освящен памятный Поклонный Крест. Он был установлен силами Прихода на месте бывшего величественного Вознесенского храма, разрушенного в послевоенное время. Глава администрации м.о. с. Прасковея А.А. Влащенко также передал свои теплые поздравления в адрес прихожан.
Сельчане вместе с казаками Прасковейского казачьего хуторского общества Свято-Крестовского отдела ТКВ крестным ходом прошли от Вознесенской церкви до МОУ СОШ №3, где в период с 1846 по 1851 гг. был построен второй по счету после Покровского храм. В государственном архиве Ставропольского края наряду с описанием Вознесенского прихода сохранился послужной список духовенства за 1915 год. Примечательно, что внучки одного из священников тех лет, о.Алексия Пигрова, живут в Буденновске и Прасковее. От них мне довелось услышать следующее:
Тайна одной фотографии
Эта старинная фотография хранится в краеведческом музее истории с. Прасковея. Воспитанники двухклассного училища, находившегося при бывшем Вознесенском приходе села, находятся среди своего директора А.В. Крыжановского и священника о. Алексия Пигрова. О последнем и хотелось бы рассказать поподробнее.
"Батюшка был родом из станицы Слепцовской (нынешняя Чечня), - рассказывает его 83-летняя внучка, - служил в бывшем Вознесенском храме, где сейчас расположена общеобразовательная школа №3. В 1921 году о. Алексий преставился от затяжной болезни легких. Ему не пришлось страдать так, как его родным матушке и детям, которых было семеро". Тяжким ярлыком "поповских дочек" заклеймили, казалось, на всю жизнь его дочерей: Ольгу (сельскую учительницу), Антонину (секретаря-машиниста), Ларису (попала в концлагерь) и Нину (уехала из Прасковеи в Моздок). Старший сын Николай стал белогвардейским офицером, средний Леонид объявился в Югославии, а младший Феодор умер в селе при нераскрытых обстоятельствах. Как и многие дети придуманных "врагов народа" Пигровы подвергались регулярным обыскам, насмешкам и были "вторым сортом" в обществе. Также и матушке Марии Яковлевне пришлось одной поднимать и растить своих детей в атмосфере пренебрежения и недоверия.
Примерно в 1967 году на месте бывшего Вознесенского храма стали рыть котлован для закладки фундамента средней школы. Разрыв церковное кладбище, рабочие обнаружили несколько гробов, множество костей. Прежде чем увезти все на Вознесенское кладбище для перезахоронения в общей могиле, гробы непродолжительное время стояли в сторожке. В них находились священники, похороненные по православному обычаю в полном облачении, с крестами и Евангелиями. Дочери и внучки тщетно пытались узнать тело своего любимого отца и дедушку. Им не давали подходить близко к усопшим. "На одном из них запомнились сафьяновые сапоги, - вспоминают внуки, - покрывало от ветхости рассыпалось, были видны руки, обтянутые кожей, но не разложившиеся".
На этом моменте также хотелось бы остановиться. Приходилось слышать и от других сельчан о тех самых гробах. Подобный рассказ был у другой женщины - очевидицы происходившего в 1967 году. Три гроба были перенесены на Вознесенское кладбище и похоронены в одной большой могиле.
28 октября с.г., в день Димитриевской поминальной субботы в сельском храме и на той самой могиле мною были отслужены заупокойные богослужения с упоминанием имен прасковейского духовенства разрушенных храмов. Однако приходы в своих старых границах продолжают существовать и поныне, хотя и без самих храмов. На месте каждого из них нередко при стечении народа Божия совершаются богослужения.
Хочется верить и надеяться, что молитвы тех священнослужителей, за которых приносится Безкровная Жертва на Литургии в Вознесенской церкви, помогут и их потомкам в построении нового Александро-Невского храма.
И.о. настоятеля Вознесенской церкви с. Прасковея иерей Димитрий Морозов.
|
4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, храм Казанской иконы Божией г. Буденновска отмечает свой престольный праздник.
Предлагаем Вашему вниманию исторический очерк о чудотворном образе, а также приглашаем открыть на нашей страничке "историю храмов Прикумья" с подробным описанием старейшего храма Прикумья от его основания до 1915 года.
|
21 октября, в субботу, в Буденновском скаутском отряде "Ставрос" состоялось торжественное посвящение подростков в младшие кадеты.
В октябре с.г. руководитель Буденновской городской общественной организации "Детский компьютерный клуб Чайник" П. Петриенко преобразовал клуб в скаутский отряд со своим Уставом и традициями.
Нужно сказать, что Скаутское Движение может предложить уникальный воспитательный Скаутский Метод. Он направлен на создание условий для воспитания свободного и ответственного гражданина своей Родины, патриота своего Отечества, активного строителя гражданского общества.
Работа отряда строится по коллективно-творческому принципу самостоятельного изучения различных дисциплин и выполнения заданий. В качестве направлений деятельности были выбраны следующие:
- Туризм
- Журналистика
- Компьютерное дело.
- Разведчик
- Основы православной культуры.
Сейчас в отряде 18 человек с 9 до 15 лет. Ребята оживленно следили за своими сверстниками, которые давали скаутское Обещание. Они получали от инструкторов оранжевые галстуки - знаки отличия - и благословение на добрые труды от иерея Димитрия Морозова, духовно их окормляющего.
25 октября исполнилось 102 года со дня основания ФГОУ СПО "Прасковейский сельскохозяйственный техникум". Старейшее учебное заведение Ставропольского края было основано как "низшая сельско-хозяйственная школа в гор. Прасковейске" по Высочайшему Повелению императора-страстотерпца Николая II в 1904 году.
На торжественном собрании, посвященном Дню техникума, присутствовал благочинный Православных церквей Свято-Крестовского округа архимандрит Власий (Тюрин), духовенство г. Буденновска и с. Прасковея. Со словами приветствия о. Власий обратился к учащим и учащимся. Он также отметил, что особую роль в жизни студенческой молодежи сыграет Свято-Владимирская Часовня, открытая сегодня в стенах учебного заведения.
По окончании торжественной линейки директор техникума В.В. Сенькин, гости, профессорско-преподавательский состав и студенты прошли в помещение домовой часовни, где состоялся чин ее освящения.
28 октября, в день Димитриевской поминальной субботы, после Божественной Литургии и панихиды прихожане Вознесенского храма с. Прасковея посетили Вознесенское кладбище села. В конце 60-х годов прошедшего столетия там были перезахоронены останки священнослужителей, перенесенных с церковного кладбища бывшего Вознесенского прихода. А на месте величественного Вознесенского храма, который до 1910 года был центром Кумского благочиния, была построена средняя школа №3.
Священник Димитрий Морозов отслужил литию о клириках тех лет: благочинных – священниках оо. Александре Миловидове, Викторе Романовском, протоиереях Александре Альтове, Василие Замятине, священниках оо. Симеоне Покотилове, Петре Польском, Алексие Пигрове, Владимире Карагачеве, диаконах оо. Андрее Цариковском, Петре Баранове, Василие Попове и др. духовенства разрушенных Прасковейских храмов.
|
14 октября 1787 г. в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы в с. Прасковея был заложен первый деревянный храм. В 1856 г. он перестраивается, становится каменным. После октябрьского переворота 1917 г. Покровский храм просуществовал недолго. Его участи последовали и другие православные храмы села: Вознесенский, Александро-Невский и еще недостроенный Свято-Троицкий.
Впервые после 60-летнего перерыва, начиная с 2005 года, на месте бывшего Покровского прихода стали совершаться богослужения на открытом воздухе. Поначалу во дворе магазина, а в октябре этого года - у Поклонного креста. Он был установлен и освящен в день праздника Покрова при большом стечении народа священником Димитрием Морозовым, духовно окормляющим Вознесенский храм села. После Божественной литургии прихожане, честное казачество крестным ходом прошли до бывшего Покровского прихода.
После молебна с акафистом Божией Матери и освящения креста по благочестивому обычаю всем присутствующим была предложена праздничная трапеза.
Таким образом, в с. Прасковея был воздвигнут пятый Поклонный крест. Прихожане верят и надеются, что сила Честнаго и Животворящего Креста сохранит в мире и благоденствии жителей села.
|
По общепринятому мнению, этот праздник установлен в воспоминание видения св. Андреем Богоматери, покрывавшей Своим омофором христиан во Влахернском храме в Царьграде (нынешний Стамбул).
В житии св. Андрея так говорится об этом чудесном видении: «Некогда во время совершения всенощного славословия в храме во Влахернах (где хранилась риза Богоматери с омофором, т. е. большим головным покрывалом, и часть пояса) пришел туда блаженный Андрей. Был там и Епифаний (знатный юно¬ша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх,—(или Полиевкт, или Антоний III, но вернее первый) и один из его слуг. По своему обычаю св. Андрей стоял, как доставало сил: иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный видит своими очами величественную жену, иду¬щую от царских врат (каковыми вратами у греков назывались главные входные во храм двери) со страшной свитой, из которой честный Предтеча Иоанн и сын Громов (Иоанн Богослов) поддерживали ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда Она приблизилась к амвону, преподобный, подойдя к Епифанию, сказал: «Видишь - ли Го¬спожу и Царицу миpa»?—«Вижу, отец мой духовный», - отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась долгое время, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. Окончив здесь мо¬литву, Она подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя на подобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на cиe распростертое над на¬родом покрывало и блиставшую на подобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с Собой, Она оставила благодать бывшим там».
Невидимый Покров Царицы Небесной распростирается над каждым православным христианином до той поры и момента, пока мы не впадаем по своему ли желанию или искушению от кого бы то ни было в грех. На первый взгляд может показаться, что все мы грешные, а потому – зачем заботиться о каком-то своем спасении? Да и от чего нас нужно спасать? От греха? Да Вы, мол, сам такой, грешный, а вот меня и незачем трогать! Это типичный сценарий, разворачивающийся уж очень часто в семьях старшего и молодого поколения.
Что же такое грех, неужели он является абстрактным нарушением какой-то там заповеди? На юридическом языке скажем: да! Но Православие более схоже с медициной. Ведь больным человеком считается только тот, у которого что-то болит. Тогда его просто нужно пролечить или подлечить, в зависимости от серьезности и тяжести заболевания. Однако, если больной явно имеет признаки какой-то болезни и отказывается их признавать, да еще и оскорбляет врачей, то кто же ему сможет помочь?
Так примерно складывается и в духовной жизни. Нарушая норму или закон жизни, данный Богом в заповеди, например, «почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле», можно испортить себе жизнь в дальнейшем. Да и долго ли непослушный и непокорный родительской воле человек сможет прожить? Очень сомневаюсь. Наоборот, смотришь на подобных сыновей или дочерей с сожалением.
Заповедь – это не значит, что Бог думал, думал и придумал – как нас наказать. Не сделаешь то и то, значит всыплю. Нет же. Мы сами себя наказываем, как иногда в детстве непослушный ребенок берется за горячий утюг, лезет пальцами в розетку и др. Потом только доходит до него, что можно, а что нельзя!
Заповеди – это тот жизненный образец и ориентир, которому необходимо следовать. Ведь даны то они Свыше, стало быть Ему видней, как нас подбодрить, подержать, укрепить и умудрить.
Да и наказание за их нарушение мы сами получаем уже здесь. Не стоит далеко ходить: украл, убил, проявил насилие – тюрьма, исправительные работы. Так лучше же не делать того, что может привести к таким последствиям.
Бывает, человек абсолютно не чувствует свою греховность. И, по его словам, Бог у него в душе живет. Значит святой?! И сколько таких «святых» можно вставлять в иконостасы? На деле же только притронься к человеку. Что только не услышишь о себе и других. Это, наверное, уже проявляется «святость». Раздражительность, гнев, осуждение, укорение, зависть и ненависть – типичная короста на душе многих таких людей. Только нечувствие своего поражения грехом может привести человека к нехорошим последствиям, влекущим душу от Бога к Его антиподу. Среднего не дано.
Вспоминая событие праздника Покрова, хотелось бы верить и надеяться, что при нашем желании и усердии Бог даст нам благодатную силу через Таинства Исповеди и Св. Евхаристии быть Его послушными чадами до конца своих дней! А Матерь Божия покроет Своим честным омофором в наших скорбях и болезнях!
Иерей Димитрий Морозов
|
Нужно сказать, что только в начале четвертого века, при римском императоре Константине Великом, на христиан прекратились гонения.
Император Константин, собственно, сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Накануне решительной битвы он и все его войско увидели на небе знамение Креста. Оно было из света, с надписью "Сим побеждай" (по-гречески: НИКА). В следующую за тем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову господствующею (главною). Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За свои заслуги и усердие к pacпространению христианской веры Константин Великий с его матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных, то есть равных апостолам.
Равноапостольный царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание царя взялась с великой радостью, его мать, св. равноапостольная царица Елена.
В 326 году царица Елена с этой целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного преста¬релого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень.
После долгих расспросов и уговоров его заставили ска¬зать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить это здание и откопать пещеру.
Когда откопали пещеру, то нашли в ней три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх (епископ) Макарий и царица Елена твердо вери¬ли и надеялись, что Бог укажет святой Крест Спасителя.
По совету епископа стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом вели¬ком событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен (найден) Крест Господень. Всем хотелось приложиться ко святому Животворящему Крес¬ту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить по крайней мере пока¬зать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"
Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Хрис¬та построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Хевроне у Дуба Мамрийского.
Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.
После обретения Животворящего Креста Господня, Иуда, указавший местонахождение Креста, стал христиа¬нином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.).
В память обретения Креста Христова и его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.).
За всенощным Богослужением (на утрени) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Св. Крест, украшенный цветами, при пении "Святый Боже..." выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря: "Спаси Господи, люди Твоя...", священник кадит Св. Крест. Потом при пении: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим", все кланяются и целуют Св. Крест. Украшается Св. Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т. е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.
|
[Первая
-1]
[Страница 118 из 119]
[+1
Последняя]
|
|
|