|
|
|
Новости
[Первая
-1]
[Страница 115 из 119]
[+1
Последняя]
О Великом Посте
Великий пост является важнейшим и самым древним из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Он также вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.
Св. Вел. пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься Св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Ин. 6, 53-56).
Еще в Ветхом Завете Господь повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину (т.е. десятую часть) из всего, что они приобретали. Тем самым испрашивалось Божие благословение на все дела и благие начинания.
Зная это, Св. Апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, т.е. время Великого поста (Св. Четыредесятницу) для посвящения Богу. Для чего же? Чтобы мы не лишались Божией помощи и покрова.
Таким образом, Великий пост – это Богом определенная десятина каждого года (по приблизительному подсчету 36 дней, не считая воскресных дней). В это время уменьшаются или вовсе прекращаются житейские развлечения и различные увеселения. Почему? Дабы чаще задумываться о Боге, смысле жизни, присутствовать на неповторимых великопостных богослужениях.
В Великом посту каждое воскресенье посвящено воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего душу к покаянию и надежде на милосердие Божие.
Но пост - это не смирительная рубашка. В него необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строгого поста.
Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост должен быть временем особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Святоотеческое наследие о посте
Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния. (Святитель Иоанн Златоуст, IVв.)
В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. (Из писем игумена Никона (Воробьева))
Подготовил протоиерей Д.Морозов,
с. Прасковея
|
Священное Писание о Посте
Пост заповедан:
словом Господним, которое было к Иоилю: назначьте пост, созовите старцев и всех жителей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу (Иоил. 1, 1, 14).
Цель поста определена Господом:
приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда будут поститься (Мр. 5, 14—15).
Как должен быть соблюдаем пост?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого—одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 6—7). Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф. 6, 14—18).
Пост сопровождается
а) молитвою: услышав о бедствии, я печален был несколько дней, и постился и молился перед Богом небесным (Неем. 1, 4). Анна пророчица не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лук. 2, 37);
б) исповеданием грехов: Самуил сказал: соберите всех израильтян в Массифу, и я помолюсь о вас Господу (по случаю нападения филистимлян). И собрались въ Массифу, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом (1 Цар. 7, 5—6). Собрались все сыны Израилевы постились и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих (Неем. 9, 1—2);
в) уничижением: Моисей сказал Израилю: повергшись пред Господом, молился я сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши (Втор. 9, 18). Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле. И молился я Господу Богу моему, и исповедывался, и сказал: Господи! у нас на лицах стыд, у царей наших, у князей наших и у отцов наших, потому что мы согрешили пред Тобою (Дан. 9, 3—4, 8);
г) обращением: донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое. И убоялся Иосафат, и обратил лицо свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи просить помощи у Господа (2 Пар. 20, 2-4);
д) печалью: плачу, постясь душою моею (Пс. 68, 11). Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои (Дан. 10, 2)
е) делами благотворения (Пс. 58, 6—8): когда вы постились и плакали, для Меня ли вы постились? Так говорил тогда Господь Саваоф; производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем (Зах. 7, 5, 9-10).
Обетования за богоугодный пост:
когда ты, постясь, удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь говорить оскорбительное и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца,— тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58, 9—12).
Примеры чудных постов:
Моисей пробыл у Господа (на Синае,) сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34, 28). Господь Иисус поведен был духом в пустыню; там сорок дней Он ничего не ел (Лук. 4, 1—2).
Примеры общественных постов:
Жители Иависа взяли кости Саула и сыновей его и погребли в Иависе и постились семь дней (1 Цар. 31,13. Есфирь: гл. 4, ст. 3, 15—17, см. выше). Иерусалимляне: велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей (через Иеремию), посему объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов Иудейских (Иер. 36, 7, 9). Ниневитяне (Ион. 3, 5—11).
Примеры постов верующих:
Давид: колена мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука (Пс. 108, 24). Ездра: хлеба не ел я воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев (1 Ездр. 10, 6).
Апостолы: мы во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4—5). Давид: и гораздо более был в труде и в изнурении, часто в голоде и жажде, в посте (—11, 23, 27).
|
Православный молодежный семинар:
"Церковь и молодежь: тоталитарные секты угроза национальной безопасности".
Под таким названием по благословению Священноначалия в ФГОУ СПО "Прасковейском сельскохозяйственном техникуме" проходила встреча духовенства Свято-Крестовского округа под председательством благочинного архимандрита Власия (Тюрина) и студенческой молодежи средних специальных заведений г. Буденновска, с. Прасковея и представителей от учебных заведений г. Зеленокумска и др.
Целью Семинара стало духовно-нравственное просвещение общества в деле национальной и религиозной безопасности, разъяснение и предупреждение асоциальной деятельности деструктивных культов в молодежной среде.
Предварил Семинар праздничный соборный молебен в домовой часовне св. равноапостольного кн. Владимира при общежитии сельхозтехникума.
С приветствиями к слушателям обратились:
АрхимандритВласий(Тюрин), благочинный Буденновского округа;
Марина Александровна Писанко, заместитель директора ФГОУ СПО "Прасковейский сельскохозяйственный техникум" по учебно-методической работе;
Марина Михайловна Боровик, депутат Думы г. Буденновска.
С докладом "Тоталитарные секты: общие понятия, постановка проблемы, определение терминов" выступил настоятель Вознесенской церкви с. Прасковея протоиерей Димитрий Морозов. Он раскрыл сам смысл слова "секта", привел примеры других стран по отношению к тоталитарным культам, обозначил критерии принадлежности к той или иной подобной группе.
Следующим стало сообщение "Истоки и происхождение тоталитарных сект" студента 3-го курса агрономического отделения сельхозтехникума Волик Сергея. В нем докладчик постарался подробно ответить на вопросы о том, как происходят процессы образования новых религиозных движений и какова их первопричина.
Муратхановым Максимом, студентом 2-го курса технологического отделения сельхозтехникума, было подготовлено сообщение "Тоталитарные секты и технологии их деятельности: обман при вербовке". Было озвучено, каким образом группа вербует новых членов и что с ними происходит, пока они находятся в секте. Стало понятным и то, сохраняет ли группа за человеком право самому выбирать, во что он хочет верить. Если для вербовки новых членов и для дальнейшего руководства ими используется обман, гипноз, кодирование и другие средства контролирования сознания, то очевидно, что тем самым права человека нарушаются самым бесстыдным образом.
О том, как распознать и по каким признакам и характерным чертам можно узнать о нетрадиционных религиозных движениях, особенно в молодежной среде, рассказала студентка 2-го курса отделения коммерции сельхозтехникума Баранова Виктория.
Очень живо и действенно прозвучало сообщение Коваленко О.Н., заведующей заочным отделением сельхозтехникума, преподавателя технологических дисциплин: "Как не попасть в секту". Слушателям была предложена своего рода техника религиозной безопасности, т.е. какими вопросами можно поставить в затруднительное положение последователя какой-либо секты. Также был проведен краткий обзор основополагающих истин Православия.
В заключении профессор, доктор исторических наук Б.А. Черкесов подытожил итоги семинара, положительно охарактеризовав доступность информации о псевдорелигиозных культах.
Во время выступлений на экран проецировался фильм "Религиозные секты" А. Егорцева, где был наглядно представлен деструктивный характер некоторых известных в России и зарубежом сект.
|
В воскресенье, 17 февраля, в честь православного праздника Сретения Господня состоялась встреча настоятеля Вознесенской церкви с. Прасковея протоиерея Димитрия Морозова с администрацией и работниками образовательных учреждений города и района.
На встрече горячо обсуждались вопросы православного воспитания молодежи. По всему было видно, что собравшиеся неравнодушны к этим проблемам. Благодаря помощи Прихода многие из присутствующих ездили за опытом и в Москву, Ставрополь, в Зеленокумск на всякого рода конференции, встречи и форумы, посвященные православному воспитанию. И участники таких съездов с удовольствием делились впечатлениями с собравшимися.
О.Дмитрий рассказал об истории православного Прикумья, в частности, Прасковеи, начиная с 1787 г. Ведь на территории села находилось три храма: Вознесенсий, Покровский и Александро-Невский, четвертый – Свято-Троицкий – был в стадии завершения строительства. Ни один из их не сохранился до настоящего времени. По названиям приходов сохранились три одноименных кладбища, на одном из которых, Вознесенском, в 2006 г. был поставлен памятник духовенству и мирянам, чьи останки были перенесены в 60-е годы прошлого столетия со старого церковного кладбища. Также определенный интерес представляли некоторые священнослужители. Так, например, диакон Вознесенской церкви о. Василий Попов имел орден св. Нины 4-й степени и орден «Льва и солнца» с фирманом от персидского шаха. Это приоткрывает нам заслуги того человека перед Церковью и Отечеством, показывает совестливое отношение к гражданским обязанностям, в частности, духовенства.
Участницы Международных Рождественских Чтений Валькова О.Д. и Тульникова Т.Ю. поделились с коллегами тем опытом, который был накоплен разными епархиями Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения и образовани. К примеру. Участники секции «Православныеценности и современное образование» отмечали востребованность курса «Православная культура». Целостно-значимый опыт уже приносит благодатные плоды в тех районах и областях где изучается курс ОПК (основ православной культуры) уже не один год: заметно снизилась детская преступность, укрепляется институт семьи, повышается уровень нравственности и терпимости молодежи.
Секция «Духовные основы здоровой семьи» показала особую заинтересованность духовенства, педагогов, психологов, социальных работников, учёных в данном вопросе. Тем более что 2008 год в нашей стране объявлен Годом Семьи. Все участники встречи отмечали: семейная жизнь – это прежде всего жизнь духовная.
Секция «Церковно–приходская воскресная школа как ведущая форма катехизации на приходе» привлекла внимание многих педагогов, священников, руководителей. Церковная система образования возобновляется, но условия её становления в разных епархиях и даже приходах сильно различаются между собой. Следствием этого стало разнообразие представленного опыта работы педагогов.
Нужно сказать, что в двух прасковейских школах в некоторых начальных классах по желанию родителей преподаются факультативно основы православной культуры более чем сотни учащимся, а духовно-патриотическое воспитание представлено программой О. Дубовой «Честь имею!».
Подобные встречи становятся уже доброй традицией. Прасковейский Приход сумел сплотить педагогический коллектив, создав методическое объединение «Светоч», который принимает активное участие в продвижении идей православного воспитания молодого поколения на прикумской земле.
|
15 февраля Ц один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви Ц Сретение Господне.
В этот день Ц сороковой день по Рождестве Христовом Ц Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном Ц одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Ётот перевод (Септуагинта), был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа 72 толковниками. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: “Се Дева во чреве приимет и родит Сына” Ч и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова “Дева” слово “жена”, как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицеем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля".
Ётими словами Симеон с радостью говорит: "теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей".
Родившегося Господа Симеон называет: "светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и "славою для народа своего", то есть Израиля. - Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете - весь верующий мир христианский.
Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.
Славянское слово “сретение” переводится как “встреча”: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Праздник Сретения Господня становится известен на с IV века, а на Западе Ц с V века.
|
"ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА": за или против?
Дети, устроим веселый конкурс! Вырежьте из цветной бумаги сердечки и напишите на них имя того, кто вам нравится, а также ваше пожелание, но своего имени не указывайте, пусть для адресата это будет сюрпризом от неизвестного друга, предложила третьеклассникам учительница английского языка. Было это 14 февраля, в так называемый "день святого Валентина". Ребятишки засопели носами, старательно вырезая "валентинки" и локтем загораживая от соседа надписи.
А теперь положим "валентинки" в почтовый ящик. Ты, Катя, будешь почтальоном разнесешь послания адресатам. Тот, у кого окажется больше всех "валентинок", станет победителем нашего конкурса!..
Картина, подобная описанной совсем не редкость в наших школах. Учителя, затевая всеобщую "валентинизацию" школы, даже не задумываются над смыслом искусственного праздника "всех влюбленных". Интересно, в кого должны быть влюблены 8-10-летние дети, которых тоже вовлекают в "шоу с сердечками"?.. Кстати, дети, выполняя задания педагогов, во время покупки "валентинок" рискуют нарваться на нечто, мягко говоря, антипедагогическое, поскольку очень многие из таких открыток крайне непристойны по содержанию.
Совершенно очевидно, что "праздник" этот антисемейный, поскольку из его устроения выходит, что у человека должна быть не нормальная семья а множество "возлюбленных", то бишь партнеров, которым полагается дарить игривые или двусмысленные "валентинки". У телеведущих в этот день даже вошло в обычай задавать "звездам" стандартный вопрос: "А сколько валентинок вы сегодня подарили?".
КОРНИ ПРАЗДНИКА
Средства массовой информации, насаждающие у нас нелепую "традицию" непрошеного "праздника", ссылаются на легенды о некоем епископе Валентине, якобы покровителе "всех влюбленных". Но действительно ли у "дня Валентина" есть христианские корни?
Если заглянуть в православные святцы, да и в католические календари, то мы увидим, что в христианском мире нет святого, чья жизнь напоминала бы легенды, излагаемые в прессе. Из материалов сайта Сретенского монастыря (Pravoslavie.ru) и сайта Храма Христа Спасителя (http://www.xxc.ru), мы можем узнать подробности.
В православных святцах святых Валентинов много. Почти все мученики, причем западноевропейские. Св. мученик Валентин Доростольский (память 7 мая), что пострадал примерно в 230 г. Священномученик пресвитер Валентин Римлянин (день памяти 19 июля), принявший смерть за Христа около 270 г. Священномученик епископ Валентин Интерамский (Италийский), пострадавший примерно в то же время... Есть равноапостольный Валентин, один из первых христианских миссионеров Южной Германии, трудившийся в V веке. Есть даже святая мученица Валентина родом из Кесарии, пострадавшая в 308 г.
В подробных католических календарях 14 февраля имеет пометку "Св. Валентин Римлянин". Скорее всего, речь идет о священномученике епископе Валентине Интерамском (Италийском), память которого Русская Православная Церковь отмечает 30 июля по старому стилю (12 августа по-новому). Этот святой известен добротой, ученостью и праведной жизнью. Врачевал больных и вылечивал тех, кого считали безнадежными. Но о том, имел ли священномученик Валентин какое-либо отношение к влюбленным, неизвестно.
Скорее всего, праздник всех влюбленных явился отголоском греко-римских языческих праздников в честь любвеобильного бога Пана. Обычно их отмечали 15 февраля. В 496 году папа Римский запретил подобные празднества. Поскольку самым близким ко дню отмененного праздника оказался День Святого Валентина, он, скорее всего, и стал считаться новым "днем влюбленных". Так что праздник этот, берущий начало от блудных игрищ в честь языческого Пана, никогда не имел церковного статуса ни в Православной ни в Римско-католической Церквах. Но его пытаются выдать за "день святого" точно так же, как главный праздник сатанистов Хэллоуин пытаются прикрыть "днем всех святых". Однако празднование дня памяти святого не может нести той идейной антихристианской нагрузки, которую сообщил ему погрязший в страстях западный мир.
Ну, а для женихов и невест, которые хотели бы иметь свой праздник, напомним, что высочайший пример любви для нас подали русские святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские, память которых празднуется 8 июля.
|
Совсем недавно прошли Крещенские праздники, во время которых освящалась святая вода. Однако о том, как правильно использовать эту великую святыню знают не многие. Принимаемая с верой и молитвой, она врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов вот почему окропляют святой водой жилище и освящаемые вещи.
В чудодейственности святой воды нас убеждает и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует силу исцелять болезни будь то головная боль или бессонница, раздражение или просто то, что принято ныне называть “стрессом”, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения. Посредством святой воды освящается любая вещь в обиходе православного христианина будь то средство передвижения, одежда, жилище или что бы то ни было другое. Поэтому многие верующие имеют хороший и полезный навык часто окроплять ею свои дома. Подают ее для питья страждущим, смачивают ею пораженные участки тела.
Святую воду (крещенскую или с малого освящения на молебнах), как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с особым благоговением как святыню.
Хотя и желательно из благоговения к святыне принимать святую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией (при недугах или при нападениях злых сил) пить ее можно и нужно, не колеблясь в любое время дня и ночи.
При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (в затемненном прохладном месте, но никак не в холодильнике!).
Особенным свойством святой воды является то, что при добавлении ее даже в небольшом количестве к обычной воде, она сообщает благодатные свойства и ей. Поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой воды, влитые в рот бессознательному больному, приводили его в чувство и изменяли ход болезни.
Следует помнить, что целебные свойства св. воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Чудеса и исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий св. воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и силу молитв Св. Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный, - говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему”. Чтобы св. вода принесла пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.
“Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, пишет святитель Феофан Затворник (кон.19в.), - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.
Недоумения и суеверия, связанные со святой водой
Самым распространенным из этих суеверий является мнение, что вода, освященная в крещенский сочельник и вода, освященная в сам день праздника Богоявления, различны. На самом деле и та и другая освящается одним и тем же чином Великого водоосвящения, т.е. благодать Божия не меняется от дня. И эта вода носит так же название богоявленской или крещенской.
С атеистических времен у некоторых людей осталось предубеждение, что св. вода потому сохраняется долгое время, что при ее освящении применяется серебро. Иногда на Крещение приходится наблюдать, как люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест. Но при освящении воды никакое серебро не используется вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.
Если вы пришли за святой водой и трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен.
Приходить за св. водой желательно с небьющейся емкостью, а дома можно ее перелить в стеклянную банку, которую подписывают и хранят в подобающем месте (например, не ставят ее рядом со спиртными напитками).
В день Крещения Господня св. водой принято окроплять свое жилище с молитвой: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.
Освященная вода это церковная святыня, к которой необходимо подобающе относиться. Например, не следовало бы ее запасать для солки овощей или купать в ней детей. Если кто болен, ему нужно давать св. воду пить или же смачивать ею лицо.
Если св. вода по каким-либо причинам зацветает (такое иногда случается и чаще всего не из-за неправильного хранения, а по духовным причинам, что является поводом посетить Таинство Исповеди), то зацветшую воду нужно вылить в комнатные цветы, кустарник или в проточную воду.
Вопреки расхожему мнению, на Крещение совсем необязательно окунаться в прорубь. Если человек слаб здоровьем, этим он может только повредить себе. Как известно, в проруби купаться можно только тренированным людям.
Подготовлено протоиереем Димитрием Морозовым, с. Прасковея.
|
7 января, в день праздника Рождества Христова, на Вознесенском приходе традиционно проводился детский Рождественский утренник. Воспитанниками детской Воскресной школы при храме был подготовлен праздничный сценарий с чтением стихотворений, песнопениями и кукольным спектаклем для гостей и прихожан храма. Время представления прошло незаметно, как бы на «одном дыхании». Дети с радостью и неподдельным весельем поздравили с великим праздником всех присутствующих. К поздравлениям присоединился и настоятель Вознесенского прихода протоиерей Димитрий Морозов, который роздал праздничные гостинцы всем детям, пригласив всех на сладкий стол.
|
Крещение - один из двунадесятых праздников - празднуется каждый год 19 января по новому стилю. Этот светлый праздник исторически связан с Крещением Иисуса Христа в реке Иордан.
"Приготовьте путь Господу"
Начало общественного служения Христа связано с именем святого Иоанна Крестителя. Он принадлежал к числу тех духовных людей, чье назначение - явить людям в определенный момент неправду, ложь и зло, которым общество пропитано и отравлено. Именно Он был послан подготовить народ к пришествию Спасителя. Он жил аскетической жизнью в Иудейской пустыне, обнаженной, изрезанной ущельями земле, лежавшей на запад от Мертвого моря. Как глашатай, который идет впереди царского шествия и провозглашает царское повеление, он провозглашал волю Божию: "Приблизилось Царство Небесное! Креститесь! Покайтесь! Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему".
Строгость его жизни делала из него сверхчеловеческую личность. Его суровая речь, подобная рычанию льва, его голос, звучащий божественным вдохновением, проникали в глубину души, затрагивали волю, поражали и увлекали сознание.
Учение о грядущем Царстве Божьем было хорошо известно иудеям из Ветхого Завета. Но мысль о том, что, прежде чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой и для многих она сделалась камнем преткновения. Иудеи крестили представителей других народов и религий, когда они переходили в иудейство, присоединялись к ветхозаветной религиозной общине. А Иоанн Креститель, обращаясь к иудеям, говорил, что их самих надо крестить, потому что по своим грехам они стали не лучше других.
Это был настоящий вызов обществу. Иоанн Креститель бросал вызов не только тем, что он предлагал креститься иудеям, но и своим подчеркнуто необычным образом жизни. Он жил в пустыне, носил одежду из верблюжьей шерсти, которая по ритуальному закону считалась нечистой, ел пищу пустыни: сушеную саранчу и дикий мед. Он явно подражал знаменитому древнему пророку Илии, в свое время возвратившему заблудший народ к вере отцов. И описание жизни Иоанна Крестителя, и его одежда, и пояса, и саранча - все это как бы взято из 3-й книги Царств Священного Писания, где рассказывается о пророке Илии.
Иоанн Креститель не искал популярности. Он считал себя лишь вестником Того, Кто придет, и говорил: ‘Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым’.
’Сильный’ - одно из имен Бога, одно из имен Мессии, Спасителя. Снимать же обувь нельзя было заставлять даже самых последних рабов, потому что среди иудеев того времени это считалось самой грязной и ничтожной работой. И Иоанн Креститель перед лицом Спасителя ставит себя в положение ниже рабского. Он говорит о Спасителе, который будет крестить людей Духом Святым согласно тем пророческим указаниям, которые были даны в священных писаниях Ветхого Завета.
Множество народа из Иерусалима, всей Иудеи и окрестности Иорданской шли к Иоанну Крестителю, чтобы услышать его. Они крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Принять крещение от Иоанна означало для них "обратиться к Богу". Человек, таким образом, становился частью покаявшегося народа, готового встретить Мессию-Спасителя. Лишь политический официоз и религиозная элита Израиля не сочли нужным прислушаться к голосу Иоанна Крестителя.
"И в те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от Иоанна в Иордане", - читаем мы в Евангелии. Ему не в чем было каяться, Ему незачем было принимать крещение покаяния. Иоанн Креститель пытается остановить Его, но слышит, что именно "так надлежит нам исполнить всякую правду". Принимая крещение от Иоанна, Христос отождествляет Себя со всеми грешниками, нуждающимися в прощении, возрождении и спасении. Погружаясь в воды Иордана, Он берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), чтобы искупить и возродить тех, кто способен пережить кризис покаяния, ощутить жажду обновления. Это и будет исполнением Божией Правды, тем божественным оправданием, к которому устремляли свой взор великие библейские пророки дохристианской эпохи.
И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1,4- 11).
Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно начитаны в Священном Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: "Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей".
Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества - всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне - это еще и событие Богоявления.
Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа. "Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное", - говорит Господь в Евангелии (Ин.3;5). Православное Таинство Святого Крещения - это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота.
У нас
Традиционно в православных храмах в этот день освящают воду. Раньше ее брали из ближайшей реки или озера, просверливая во льду лунку в форме большого креста. Батюшка молился над водой, опускал в прорубь церковный крест, прихожане ближайшей церкви пели праздничные стихиры. После этих священнодействий вода в реке становилась святой. Ее набирали в различные сосуды и несли домой. В настоящее время воду практически не берут из рек и озер - экология не та. Ее сразу разливают после богослужения около церкви. Но старый обычай освящения воды на реке или озере сегодня активно возрождается. Сохранился до нашего времени и обычай окунаться в прорубь. Все чаще не только "моржи", но и обычные верующие, перекрестившись, с молитвой входят в ледяную воду, освященную благодатью Божией.
Крещенская вода используется в течение года для лечения различных недугов и освящения жилищ.
"НЕ НАДО ЗАЛЕЗАТЬ В ПЕРВУЮ ПОПАВШУЮСЯ ПРОРУБЬ"
Крещенские купания не являются обязательными для православных верующих, заявил профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
"Не существует церковного правила, которое бы обязывало людей в крещенский день залезать в прорубь. Это традиция церковно-народная, но не собственно церковная", - отметил он.
Вместе с тем он призвал верующих "не проявлять никакой самодеятельности во время купания в проруби, быть крайне осторожными и делать это с верой в Бога. Верующему все возможно, поэтому есть люди, которые получат пользу от купания в такой мороз, особенно если они это делают с верой", - отметил отец Андрей.
По его словам, необходимо искать организованные площадки, проруби с оборудованным безопасным спуском, чтобы рядом были врач и священник, отапливаемая палатка.
"Поэтому не надо залезать в первую попавшуюся прорубь. Я знаю, что некоторые приходы и монастыри специально оборудуют такие купальни в эти дни", - напомнил собеседник агентства. Говоря о том, всегда ли сходит благодать на человека, окунающегося в воду, он подчеркнул, что "Божия благодать действует в ответ на желание и веру человека - если это будет пьяное купание, то человек, боюсь, всего лишь со своим спиртным духом соприкоснется".
В Праздник Крещения на Иордане произошло чудо
На праздник Богоявления в январе 2006 года, сразу после того, как иерусалимский Патриарх отслужил водосвятный молебен, река Иордан забурлила и потекла вспять. Точно так же это случилось после Крещения Христа, сообщает "Интерфакс-Релгия";.
Как только после молитвы серебряные кресты с обоих берегов Иордана были брошены в его спокойные воды, река забурлила. Появился водоворот, и на несколько минут течение обернулось вспять.
Над Иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад после того, как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.
По материалам Воскресной газеты "Покров" № 47-48 декабрь 2006 г.
|
Три дня (со 2 по 4 января) провели православные скауты из города Буденновска на базе Ставропольского военно-патриотического клуба "Русские Витязи". "База меня буквально поразила своим размахом, - делится руководитель скаутской организации Павел Петриенко. Она оснащена учебными площадками, на которых можно осваивать самые различные дисциплины, например парашютное и легководолазное дело, горную подготовку, экстремальное вождение и автодело, всего и не перечислишь, не говоря уже о такой классике, как стрельба и занятия со стрелковым оружием". Все это создавалось в течение многих лет. Помимо занятий на базе Витязи собирают информацию и исторические сведения о боевых столкновениях на Северном Кавказе, ведут работу по установке поклонных крестов на местах гибели наших воинов. Клуб создан в первую очередь для допризывной подготовки и отбора юношей, желающих проходить военную службу в войсках специального назначения, а также ВДВ, морской пехоте и аналогичных. Приезду гостей из Свято-Крестовского и Ставропольского казачьих отделов были на базе очень рады и постарались сделать все возможное, чтобы с максимальной пользой использовать столько короткое время пребывания. Три дня занятий пролетели как один миг - было все: и заготовка дров для отопления здания и утренняя пробежка по 15-градусному морозу и сильному ветру, соблюдение Рождественского поста в пище и молитвы, полагающиеся каждому православному человеку.
Петриенко Павел.
|
"Слава в вышних Богу,
и на земли мир,
во человецех благоволение!"
(Лк. 1, 14)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
В святые дни Рождества Христова сердечно поздравляю всех вас и молитвенно желаю, дабы этот великий праздник был отмечен для всех миром и благоволением. Ибо через пришествие в мир Господа воссоздается человеческая природа. "Христос раждается прежде падший воскресити образ" (Тропарь предпразднства). "Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет", - учит Святая Церковь (Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу. Кондак 8). Святитель Лев Великий в эти дни призывает: "Да торжествует святой - он приближается к награде; да радуется грешник - его приглашают к прощению; да воодушевляется язычник - ибо он призывается к жизни".
Пусть же радость о Христе Родившемся, пришедшем в мир "нас ради и нашего ради спасения" объединяет нас в творении правды и добра. Только поступая так, мы исполним закон Христов, заповеди Его святые: помогать тем, кто нуждается, - страдающим и обездоленным, тем, кто находится на поприще служения народу – воинам нашим, тем, кто, хотя и оступился, преступил закон, но остается нашими братьями – осужденным, помогать старикам и сиротам.
Говорят, время сейчас трудное, что же мы можем сделать нашими ничтожными силами. Это лукавая и нехристианская позиция. Разве не знали наши предки, не знали десятки поколений христиан на протяжении прошедших двух тысяч лет, что "мир лежит во зле" (1Ин. 1, 19)? Знали и понимали не хуже нас, но работали Господу, ибо также хорошо знали и то, что нет невозможного для того человека, у кого Господь Пастырь, у кого Господь сила, путь, истина и жизнь!
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4, 13), - говорит Апостол. И подтверждает эти слова своей жизнью. Так же делали и предки наши, помнившие, что "вера без дел мертва" (Иак. 2, 20). Жили не богаче нас, но не смущались этим. Переживали войны, смуты, нападения врагов и внутренние бунты, но рук не опускали. Строили и сберегали для нас Россию. А сегодня от нас с вами зависит, в каком обществе будем жить мы и наши дети, будет ли это общество ориентироваться на заповеди Христовы или нет.
В единстве с Богом наша сила. И примером этого благодатного единства в уходящем году стало восстановление евхаристического и канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью заграницей, совместно с Берлинской епархией которой мы построили в Богоявленском Аланском монастыре в Северной Осетии реабилитационный Центр для детей, пострадавших в Беслане.
Это единство является крепким залогом внутреннего мира и внешнего благополучия, прочным основанием для трудов во славу Божию. Только в Ставропольской и Владикавказской епархии действуют сегодня более четырехсот православных приходов, шесть монастырей, Духовная семинария, десять православных общеобразовательных школ, двести двадцать воскресных приходских школ, Никольская поликлиника в Кисловодске, реабилитационные центры помощи наркозависимым, богадельни и приюты для детей, лишенных родительского попечения. Разве это не сила!
И мы не должны и не будем останавливаться на достигнутом. Повседневная жизнь создает все новые и новые вызовы и необходимо давать достойный ответ этим вызовам, будь то нравственная деградация, демографические проблемы или деструктивная деятельность сект. Надо проповедовать, надо учить людей и, прежде всего, своим примером, примером своей семьи, своей жизнью, в чем да поможет нам Бог.
Еще и еще раз поздравляю всех вас, дорогие мои, с Рождеством Христовым. Пусть благословение Божие укрепляет вас во всех путях жизни, будьте счастливы и Богом хранимы. "Христос рождается - славьте! Христос с небес - встречайте!"
Феофан,
Епископ Ставропольский и Владикавказский
|
12 декабря в Ставрополе начались торжества по случаю 160-летия кафедрального собора святого апостола Андрея Первозванного.
Всенощное бдение совершили Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан и прибывший на торжества Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. В богослужении участвовали многочисленные священнослужители Ставропольской епархии, разделившие радость престольного праздника и юбилея с прихожанами собора.
Первоначально собор представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена в 1847 году усердием первого ставропольского архиерея — преосвященного епископа Иеремии (Соловьева).
Полвека спустя выдающийся ставропольский архитектор Григорий Кусков предложил проект нового Андреевского храма. Предстояло разобрать все стены старой деревянной церкви, кроме подпирающей Архиерейский дом, пилоны и купол, а затем уже возвести стены на новых местах, возвести новые пилоны, увеличить их толщину и высоту. Все части новой церкви внутри должны были иметь цилиндрические своды, опирающиеся на наружные своды и на подпружные арки. Таким образом внешний и внутренний облик храма вобрал в себя лучшие черты русского церковного зодчества. Торжественное освящение собора состоялось 14 декабря 1897 года. Его совершил епископ Агафодор (Преображенский).
В 30-е годы ХХ века храм святого Андрея Первозванного был превращен в архивное хранилище. Богослужения здесь возобновились в 1942 году. А с 1962 года храм стал кафедральным собором Ставропольской епархии.
|
Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...
Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых.
Чистота и святость, свет и радость вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, “поя, играя и ликуя”, сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария старец, родитель Предтечев, “благословив, прият” Святую Отроковицу, и по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых.
Событий мало, но почему так радостно, так памятно и значительно торжество сие? Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.
Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.
Святилище Иерусалимского храма, где Бог являл Свое особое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, куда он входил с жертвенной кровию, принося молитву за грехи народа, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую Христа Бога и Человека.
Ветхозаветный Божий храм принял в себя семя новой жизни огоотроковицу, в Которой духовно прозябнет и прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Ветхозаветный Божий храм принял в себя священный ковчег Нового Завета, одушевленный храм Спасов, многоценный чертог и Деву священное сокровище славы Божией.
С вхождением в храм Богоизбранной Отроковицы пришло время, когда благоволение Божие возвращается людям, и они приблизятся к Богу, как к своему Небесному Отцу, ибо Сын Божий Сын Девы бывает, и благодать благовествует примирение с Богом, и вход на небо откроется всем, желающим неба.
И с этим вхождением можно было впервые произнести слова: “Твоя от Твоих, Тебе приносяща...”
Дар Божий людям Пресвятая Дева плод молитвы престарелых родителей, и через Нее Христос, возвращается людьми Богу, как дар Ему от людей, как жертва благоприятная, благовонная.
И с этим вхождением, в предчувствии великих перемен в мире, впервые можно было запеть слова радости и надежды: “Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите”!
С вхождением в храм Пресвятой Богородицы свершилось чудо. Небо соединилось с землею, и вечность вошла во время, освящая его для вечности. “ Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание...”
Так велик этот день, так единственен и неповторим он день начала Нового Завета с Богом на земле.
До явления в мир Христа Спасителя оставались считанные годы, и храм Божий призван был среди величайшей святости, чистоты и Божественной силы вскормить и воспитать в эти годы чуткую, детски чистую душу Богоотроковицы, наполняя Ее Божеством и предуготовляя в Ней самое оговоплощение.
День ото дня возрастала телесными и духовными силами Пресвятая Дева в храме Божием. Силы духа у Пресвятой Девы образовались, возрастали и укреплялись ангельскою беседою и молитвой, устремленной к Богу, и трудами ради Бога.
Телесные же силы Ее поддерживались небесной пищей, приносимой Ей Архангелом. И первосвященник Захария, не могущий сам ежедневно входить во Святая Святых, с удивлением, недоумением и ужасом слышал беседы Девы с Архангелом во Святилище. И, не находя ничего подобного в явлении Ангелов другим людям, первосвященник укреплялся в мысли, что пришло время исполнения всеобщего ожидания, и от Благословенной придет спасение, от Жены Обещанный, от Девы Бог.
А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле праведных родителей, дала обет Богу до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле.
“...Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему” (Лк. 1, 38).
И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос Ее Сын и Сын Божий приидет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам.
“Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм вы” (1 Кор. 3, 16-17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце.
И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос Первосвященник будущих благ.
Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. “...Небо престол Мой, а земля подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?” (Ис. 66, 1).
И первый храм Божий рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. “Я освятил сей храм... чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни”, сказал Господь (3 Цар. 9, 3). И дивен, и свят, и великолепен был первый храм Господень в Иерусалиме, и Ковчег Завета, данный Богом людям через Моисея, был в нем.
Храм Божий во все времена это всегда вечность, в нем живет и пребывает все, что было от начала, от сотворения мира, и что еще будет до самого второго и славного пришествия Господня. В Храме Божием все и всегда живо и прошедшее, и настоящее, и будущее. И нет в жизни таин, которых бы не знал Храм Божий Святая Церковь.
Но почему же живущие не знают этих таин, почему даже те, кто пребывает в храме, остаются и глухи, и слепы к ним, почему зрячих и слышащих так мало?
Почему погиб первый Иерусалимский храм вместе с великой своей святыней Ковчегом Ветхого Завета? Почему великая святыня второго Иерусалимского храма, освященная пребыванием в нем Ковчега Нового Завета Пресвятой Богоотроковицы и явлением в нем Спасителя и Бога Христа, оставила нам в воспоминание о себе лишь Стену плача? Почему “Новый Израиль” Великая Россия, в течение девяти столетий созидавшая в себе Дом Божий, должна была, подобно ветхозаветному Израилю, пережить семидесятилетнее пленение у своих и мерзость запустения на святом месте многие и многие разрушенные храмы Божии и монастыри?
Ответ на все наши горькие “почему?” опять же надо искать нам в Храме и в Святом Писании, которое хранит Храм. Он хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями.
Вот что сказал Господь Саваоф в то время, когда первый ветхозаветный храм еще только освящался и ликовал святыней.
Вслушайтесь в слова эти, дорогие мои, они были сказаны Господом всему человечеству как предостережение: “Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего... И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?” И скажут: “за то, что они оставили Господа Бога своего... и приняли других богов, и поклонились им, и служили им, за это навел на них Господь все сие бедствие” (3 Цар. 9, 6-9).
Не услышали эти слова те, к кому они были обращены. Неужели не услышим и мы, видя их исполненными?
Отступление от Бога вот причина всех бед и во все времена.
Иудейские цари и народ отступили от Бога, поклонились богам чуждим. Господь наказал Израиля войной и в ожидании покаяния послал к отступникам пророка Иеремию с проповедью покаяния к исправлению. Но не послушали пророка, как не послушали и Самого Господа. И разорен Иерусалим, и пал храм Соломонов, и погиб Ковчег Завета. И семидесятилетнее Вавилонское пленение стало уделом согрешившего Израиля.
Второй Иерусалимский храм, построенный после возвращения из Вавилонского пленения, был меньше и не так великолепен, но славу ему пророки Аггей и Захария предсказали более первого, ибо Ковчег Нового Завета взрастет в нем. И судьбу этого храма, и прекращение ветхозаветной жертвы пророк Даниил предсказал задолго до свершения сего. И последнее пророчество о втором Иерусалимском храме прозвучало из уст Самого Спасителя. Восплакал Господь Иисус Христос в день Своего входа в Иерусалим и, зря близкую Голгофу, предрек погибель храму: “...и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лк. 19, 44).
Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст” (Мф. 23, 37-38).
“Се, оставляется вам дом ваш пуст”страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими.
В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя.
Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: “...сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его...” (Мф. 21, 43).
Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную, больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами.
И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей. “...Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею”.
За что?
Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений” (Агг. 1, 5-10).
Мы стоим на пороге Храма, и надо войти в него, оживив в себе знание закона Божия, войти исполнением обетов, уже принесенных нами Богу. И не забудем, что не одни правители вершат судьбы стран и народов, но ответственность за жизнь мира пред Богом лежит на всех, на каждом живущем, как бы мал он не был.
Дорогие мои! Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, отверзется небо.
А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по жизни, по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью.
“Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое”. Аминь.
Произнесено 21 ноября (4 декабря) 1994 года
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
|
5 декабря Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского. Это событие весьма знаменательно для г. Св.Креста-Буденновска. Ведь с именем св. кн. Михаила было связано открытие в 1878 г. Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря. Он был основан примерно в том месте, где в 1318 г. находилось проездом в Москву тело князя, невинно убиенного в ставке Орды. По преданию, в древних Маджарах (современном Буденновске) над его телом в ночи был виден крест, восходящий к небу. Это обстоятельство и послужило в будущемнаименованию города Святой Крест (Маджары были разрушены до основания в конце XIVв.).
В обители был свой храм, посвященный князю-мученику, икона-мощевик, с которой верующие крестным ходом достигали одного из храмов г. Ставрополя. Таким образом, благоверный князь является небесным покровителем как своего Отечества – г. Твери, так и г. Буденновска.
Милостью Божией, в храме Казанской иконы Божией Матери г. Буденновска находится тот самый чтимый княжеский образ, переживший разрушение монастыря в 20-е годы XX века.
Предлагаем боголюбивым читателям житие благоверного князя- “Отечестволюбца”.
Житие святого благоверного князя Михаила Тверского.
Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти своего отца великого князя Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался.
Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента). На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава.
В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Космы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича (+ 1305) Михаил, по праву старшего, получил в Орде ярлык на великокняжеский престол, но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти.
Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел понравиться хану, женился на его сестре Кончаке и стал великим князем. Но он не успокоился и начал новую междоусобную войну с Тверью. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем.
Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, но она неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. “Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи”.
В Орде над святым князем был устроен неправедный суд, который признал его виновным в непокорстве хану и приговорил к смерти. Святому Михаилу надели тяжелую деревянную колодку и отдали под стражу. В заточении святой Михаил, по своему обыкновению, постоянно читал Псалтирь и благодарил Господа за посланные ему страдания. Он просил не оставить его и в предстоящих мучениях. Так как и руки святого страдальца были закованы в колоду, перед ним сидел мальчик и переворачивал страницы Псалтири. Долго кочевал с Ордой святой князь-узник, терпя побои и издевательства. Ему предлагали бежать, но святой мужественно отвечал: “Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет”. По милости Божией, он не был лишен христианского утешения: его посещали православные священники, игумены Александр и Марк, и он каждую неделю исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получив и перед самой смертью христианское напутствие. По наущению князя Юрия и Кавгадыя, который мстил святому князю за поражение, в табор, где содержался пленник, ворвались убийцы. Они жестоко били мученика, топтали его ногами, пока один из них не заколол святого Михаила ножом (+ 1318). Обнаженное тело святого мученика было брошено на поругание, затем его прикрыли одеждой и положили на большую доску, привязанную к телеге. Ночью два сторожа были приставлены охранять тело, но их объял страх и они убежали. Наутро тела его не нашли на доске. В ту же ночь многие, не только православные, но и татары, видели, как два светлые облака осияли то место, где лежало тело мученика и, хотя по степи рыскало много хищных зверей, ни один из них не коснулся его. Утром все говорили: “ Князь Михаил - святой, невинно убитый”.
Из Орды тело святого князя было перевезено в Москву, где его погребли в церкви Спаса на Бору в Кремле. Лишь через год, в 1319 году, в Твери узнали о судьбе своего князя. По желанию его супруги, княгини Анны (память 2 октября), и по просьбе тверичей, мощи святого Михаила Тверского были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в выстроенном им самим храме в честь Преображения Господня. Местное празднование святому благоверному князю началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а на Соборе 1549 года состоялось общецерковное прославление святого. 24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила.
Святой князь часто оказывал благодатную помощь Русской земле. В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, многократно видели, как из города выезжал дивный всадник на белом коне с мечом в руках и обращал их в бегство.
Увидев икону святого благоверного Михаила, они клятвенно заверили Тверского архиепископа Феоктиста, что явившийся всадник - святой Михаил.
|
6 декабря - день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. С его именем неразрывно связана не только история России, но и с. Прасковеи. В 1911 г. в селе был выстроен каменный храм, посвященный св. Александру (ныне территорию занимают гаражи СХП “Прасковея”). Как и многие храмы Свято-Крестовкого уезда, Александровский был разрушен в годы лихолетья.
Вниманию посетителей сайта предлагается слово свидетеля той непростой эпохи священномученика Фаддея (Успенского), ахиепископа Тверского.
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Мы собрались сегодня, братие, для духовного празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования?
Одни, например, при мысли о праздновании сем вспоминают прежде всего о том, что святой благоверный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отечеству в бранях и ныне. Другие, вспоминая, что святой благоверный князь Александр занимался государственно-общественной деятельностью, склонны сосредоточивать все внимание на этой стороне его деятельности. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя?
Если мы приведем себе на память, что более верою и молитвою, чем воинством, побеждал святой благоверный князь врагов своих, подготовляясь к победе молитвою, постом и причащением Святых Тайн, если вспомним, что, имея всю возможность и множество поводов на княжеском престоле угождать себе самому, святой благоверный князь предпочитал быть отцом для граждан своего отечества, миловать нищих, вдов и сирот, что он, скончав земной подвиг, несенный им ради блага отечества, преимущества княжеского достоинства легко сменил на схиму, - то нам будет ясно, что жизнь святого благоверного князя являет в себе множество отблесков духовного образа того же самого “нового человека, который обновляется по образу Создавшего его” (Кол. 3, 10), каковой образ носили все вообще святые, в особенности же воплотили преподобные мужи, обитатели пустынь. У них научился многому святой благоверный князь Александр; у них учились и учатся, по крайней мере чрез писания их, едва ли не все общественные деятели, хранящие заповеди Христовы (например, привлекший особенную народную любовь святитель Иоанн Златоуст). О нашем долге уяснить себе черты этого духовного лика преподобных, напечатлеть их в умах и сердцах и по мере сил наших воплотить их в своей жизни - вот о чем напоминает нам ежегодное духовное празднование в честь святого благоверного князя Александра.
Услышав это, быть может, кто-либо подумает: “Неужели же и ныне нужно идти в пустыни, чтобы учиться у преподобных?” Конечно, пустыня есть истинное и лучшее училище для желающих жить по духу Христову, ибо там более всего заботятся, всю жизнь свою посвящают тому, чтобы воплотить в себе образ Христов. У преподобных мужей должны бы были учиться и современные люди жизни духовной, ибо существо духовной христианской жизни одно во всех святых, так как нет особой религии для князей, для священников, мирян, воинов и различных общественных деятелей. Но если жизнь современного человечества слишком далека от того, чтобы увидеть в пустыне училище жизни, то обратимся к тому, что ближе нам, обратимся хотя бы к нашим писателям, которые являются для нашего общества главными руководителями мысли и даже жизни, и посмотрим, не найдем ли мы и у них сознательного или хотя бы невольного преклонения пред величием духовного лика преподобных и не отблеск ли этого лика в их духовном образе, отразившийся на художественном таланте этих писателей, увеличил силу общественного их влияния?
Не будем говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, Глеб Успенский, из которых первый с великим благоговением прелонялся пред религиозным идеалом жизни (смотреть особенно “Переписку с друзьями”), так что последние годы жизни его за неумеренное будто бы преклонение пред религиозным идеалом даже представляются многими в мрачном свете, а второй как бы переродился в каторге от чтения Библии, в своих писаниях проводил чисто христианский идеал и сам в Петербурге, в церкви Знамения Пресвятой Богородицы, нередко молился на коленях со слезами, третий причислял святителя Тихона Задонского и ему подобных к истинной народной интеллигенции (“Власть Земли”).
Не будем останавливаться и на Льве Толстом, который не хочет признать ни науки, ни искусства самих по себе, если они отрешаются от религии; который говорит (в самообольщении, конечно), что живет единственно для Бога, для исполнения, как он выражается, воли Того, Кто послал его в мир. Остановимся на тех писателях, любимых нашим обществом, у которых, кажется, менее всего можно встретить преклонение пред подвижниками религиозного идеала.
Так, Салтыков-Щедрин говорит, что Евангелие возбудило в нем много совершенно новых мыслей: “Оно посеяло в сердце моем зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так порабощал меня... Я вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Право на это сознание я переносил и на других. Доселе я ничего не знал ни об алчущих, ни о жаждущих и обремененных, а видел только людские особи, сложившиеся под влиянием несокрушимых порядков вещей; теперь эти униженные и оскорбленные встали предо мною, осиянные светом, и громко вопияли о прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков”.
Лесков любил молиться наедине, крестился, когда выходил из дома, и в объяснение этого говорил: “Крест напоминает Того, Кто пострадал на нем... Поминать Христа следует чаще, чем мы это делаем”. Лесков говорил, что “хочется ему скорее перейти в иной мир”, где будет “лучше”. “Дух мой растет и крепнет. Он уже теперь (пред смертью) освобождается от земной оболочки и рвется более совершенным к Творцу вселенной. Это моя религия.,. без религии нет и нравственности... нельзя нравственность создавать без религии: на чем вы ее основаете?..”
Чехов не любил положительно и определенно высказываться о Боге и вообще о вопросах религиозной жизни. Но и он с заметным сочувствием останавливается в произведении “Мужики” на событии, когда по селу носили Живоносную. Это событие было истинным праздником в селе, все испытывали особенное возвышенное настроение, увидели, что еще не порвана окончательно связь земли с небом и возможно просвещение оттуда земной непроглядной жизни деревни.
В другом произведении (“Моя жизнь”) Чехов говорит: “В самом деле, были (в жизни мужиков) и грязь, и пьянство, и глупость, и обманы, но при все том, однако, чувствовалось, что жизнь мужицкая в общем держится на каком-то крепком, здоровом стержне. Каким бы неуклюжим зверем ни казался мужик, идя за своей сохой, и как бы он ни дурманил себя водкой, все же, приглядываясь к нему ближе, чувствуешь, что в нем есть то нужное и очень важное, чего нет, например, в Маше (дочери инженера) и в докторе (Благово), а именно: он верит, что главное на земле правда и что спасение его и всего народа в одной лишь правде, и потому больше всего на свете он любит справедливость”.
Наконец, Горький, хотя многих из своих героев выводит безрелигиозными и даже восстающими против Бога, но и он останавливается пред существованием в человеке совести, не замолкающей даже на крайней ступени падения человека (рассказ “Тоска”), говорит, что “человек всюду носит в себе Бога... Я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба... но и там сверкают на солнце неоцененные алмазы великодушия, ума и героизма, и там есть любовь и красота... в крупицах, в малых зернах, да! - но есть”. Не говорим уже о таких типах, как Лука странник (“На дне”), в которых Горький еще более приближается к народному идеалу истинного человека.
Итак, если чтимые нашим обществом писатели или сознательно, невольно преклоняются пред религиозным идеалом Евангелия, пред народным идеалом, а этот последний есть идеал преподобных, то пусть и из нас никто не считает религию лишь одною из числа тех обязанностей, которые исполнить требуется общественными приличиями или необходимостью; пусть религия, вера во Христа будет для нас действительно тем, чем всегда сознательно или хотя невольно признавали ее и лучшие наши писатели, то есть основою нашей жизни, глубочайшим жизненным нервом, управляющим всеми ее движениями.
Приложим заботу к тому, чтобы хотя изредка, хотя временами сердце наше согревалось для любви к Богу, во время молитвенных собраний и в различных случаях жизни приходило оно в умиление! И как вера святого благоверного князя Александра и других святых “побеждала мир” (1 Ин. 5, 4), так пусть побеждает она и в нас “мир” со страстями его, да одушевляет на подвиги любви и на исполнение заповедей Христовых! Аминь.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
|
[Первая
-1]
[Страница 115 из 119]
[+1
Последняя]
|
|
|