|
|
|
Новости
[Первая
-1]
[Страница 101 из 119]
[+1
Последняя]
В городе Зеленокумске дислоцируется несколько войсковых подразделений. Уже девять лет духовенство прихода Казанской иконы Божией Матери ведет активную работу с командованием и личным составом этих частей. Для военнослужащих был построен храм святого благоверного князя Александра Невского, в котором регулярно совершаются богослужения, молебны о здравии живущих и панихиды об убиенных во время боевых заданий. Систематически проводятся встречи со священниками и учителями воскресной школы прихода, а учащиеся факультатива Основы православной культуры бывают в частях на экскурсиях и поздравляют солдат с праздниками.
По указу Президента РФ Д.А. Медведева в Зеленокумске войсковым частям были вручены новые полковые знамена, освящение которых 29 декабря совершили иерей Константин Капарулин и иерей Роман Квитчено. В торжественной церемонии освящения полковых стягов приняли участие представители городской и районной администраций, командиры частей, офицеры и солдаты.
|
21 декабря в Георгиевском женском монастыре прошло годовое Епархиальное собрание духовенства Ставропольской и Владикавказской епархии.
Одной из главных обсуждаемых тем стало введение в следующем календарном году в общеобразовательных школах Ставропольского края и других регионов Северного Кавказа культурологических дисциплин на выбор родителей учащихся, знакомящих детей с основами культуры мировых религий или светской этики. На собрании Высокопреосвященнейший Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан выразил благодарность духовенству г. Будённовска и Будённовского района. Их трудами, благодаря постоянному плодотворному взаимодействию со светской школой, большая часть учащихся выбрали курс «Основы православной культуры».
За достигнутые успехи в деле христианского просвещения настоятель Казанской церкви города Зеленокумска протоиерей Димитрий Звездилин избран участниками Епархиального собрания председателем Миссионерского отдела Ставропольской и Владикавказской епархии. Поздравляем отца Димитрия с назначением и желаем Божией помощи в служении Церкви!
|
27 ноября в МОУ СОШ№ 8 пос. Катасон Буденновского района состоялся районный этап общешкольной Олимпиады, впервые включавшей в себя знания по курсу Основ православной культуры.
В оргкомитет мероприятия вошли начальник Отдела образования администрации Буденновского муниципального района Галина Викторовна Цыс, помощник благочинного Буденновского округа по религиозному образованию и миссионерству протоиерей Димитрий Морозов, представители РОНО и администрации поселкового образовательного учреждения.
Участниками Олимпиады по ОПК стали 29 учащихся из восьми школ Буденновского района, посещающих факультативный курс ОПК и детские воскресные школы при храмах. Для каждого звена были предоставлены три школьных аудитории с ведущим педагогом и жюри.
Вопросы, предлагаемые устроителями из Синодального отдела религиозного образования Московской Патриархии, включали в себя знания по истории Отечества и Русской Православной Церкви, русской культуры, церковных искусств, храмовой архитектуры и др.
В итоге победителями муниципальной Олимпиады по ОПК среди начальных классов стала ученица 5а класса МОУ ООШ№11 с. Прасковея Кондрашова Кристина. Среди 8-9-ти классников – ученик МОУ СОШ№14 с. Орловка Поляков Давыд и среди 10-11 классов – ученик МОУ СОШ№14 с. Орловка Милованова Лариса.
Поздравляем победителей и желаем всеукрепляющей помощи Божией в региональном этапе Олимпиады!
|
В воскресенье 15 ноября, по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана, в Нефтекумской районной больнице благочинный православных церквей Будённовского округа игумен Андрей (Мороз) совершил освящение креста и купола для новопостроенной часовни, воздвигнутой попечением главврача Мидуша Шаликовича Политова и персонала этого медицинского учреждения. За богослужением молились множество пациентов и врачей, представители власти района, родственники и близкие больных, проходящих стационарное лечение.
Поздравив горожан с радостным событием, отец Андрей сказал: «Сегодня на этом небольшом здании будет воздвигнут купол – символ Неба, сходящего к нашим нуждам и немощам, и Крест – знамение нашего с вами спасения, совершённого воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. И таким образом каждому, кто хотя бы пройдёт мимо, станет ясным: это не обычное место – это место святое. Сюда можно прийти, чтобы получить утешение в скорби, поблагодарить Бога за исцеление от болезни, помолиться о здоровье близких».
Со словами поздравлений выступили глава администрации района Михаил Иванович Товчигречко, попечитель часовни Мидуш Шаликович Политов, другие высокие гости. Они отметили усердное служение настоятеля церкви преподобного Сергия Радонежского г. Нефтекумска священника Алексия Шелудько (самого врача по светской профессии) и выразили надежду на то, что работы по внутренней отделке и благоукрашению часовни будут проведены так же быстро и качественно, как и предыдущие.
Под пение Символа веры и других церковных молитв крест был водружён над новой святыней, свидетельствующей о силе и истине православной веры на востоке Ставрополья.
|
4 ноября в День народного единства в Будённовском городском Доме культуры состоялось торжественное собрание и театрализованное представление посвящённое этому замечательному празднику.
От лица городского духовенства собравшихся приветствовал настоятель Воскресенской церкви г. Будённовска священник Михаил Тарнакин, который рассказал о праздновании в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и покрове Пречистой над нашим славным и добрым Отечеством
|
4 ноября в Казанской церкви г. Будённовска прошли престольные торжества. Задолго до праздника горожане и жители района были приглашены на церковные богослужения через печатные СМИ и местное телевидение.
Официально объявленный выходным День народного единства, прекрасная солнечная погода, прервавшая сплошную череду серых холодных дней, способствовали тому, что с самого раннего утра не только храм, но и прилегающая к нему территория были до отказа заполнены верующими. Со всего восточного Ставрополья съехались паломники разделить с жителями Будённовска радость их «второй Пасхи» и почтить всекавказские святыни, почивающие в Казанской церкви, – Свято-Крестовскую икону Божией Матери и образ благоверного князя-мученика Михаила Тверского с частицей его честных мощей.
Божественную Литургию в сослужении сонма духовенства совершил настоятель храма, благочинный Будённовского округа игумен Андрей (Мороз). Своим мощным глубоким басом праздничное богослужение украсил высокий гость – благочинный Тихорецкого округа Екатеринодарской и Кубанской епархии игумен Стефан (Кавтарашвили). Во время причащения священнослужителей воспитанники воскресной школы представили вниманию молящихся сценку, переносящую зрителя в далёкие времена обретения национальной святыни в городе Казани, написанную и поставленную руководителем школы, членом Союза писателей России Надеждой Владимировной Хмелёвой. Кульминацией престольных торжеств стал традиционный крестный ход с украшенной яркими живыми цветами Казанской иконой Божией Матери.
В завершение богослужения отец Стефан обратился к прихожанам со словом проповеди, напомнив о том, что цель жизни верующего человека – обожение, достигнуть которого он может в Церкви через преподаваемые в ней Таинства и исполнение заповедей Христовых. Настоятель храма отец Андрей тепло поблагодарил всех служивших священников и прихожан, принявших посильное участие в подготовке праздника. Со словами поздравления с церковного амвона выступили наши именитые земляки – министр здравоохранения Ставропольского края Виктор Николаевич Мажаров и глава администрации Будённовского района Сергей Алексеевич Бондарев.
После духовной трапезы во дворе Казанской церкви горожан и гостей ждала трапеза телесная – ведь нельзя было уйти по домам, не отведав угощения, которое руками Своих верных чад приготовила Сама Пресвятая Богородица.
|
3 ноября, в преддверии празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы и Дня народного единства, настоятель Вознесенской церкви г. Будённовска священник Михаил Тарнакин отслужил молебен в часовне преподобного Сергия Радонежского при Будённовском филиале Института Дружбы народов Кавказа. В проповеди, обращённой к учащимся и преподавателям учебного заведения, отец Михаил призвал помнить уроки 1612 года, из которых главный заключается в том, что только единство веры и духа способно превратить население государства в народ, способный отстоять свою независимость и национальный характер перед лицом любой приходящей извне угрозы.
|
2 ноября в посёлке Виноградном состоялась родительская конференция организованная Отделом образования Будённовского муниципального района «Профилактика подростковых проблем современной семьи как основа формирования репродуктивного здоровья школьников». В конференции приняли участие около пятисот родителей из разных населённых пунктов района.
Центральным событием родительского форума стал просмотр фильма Бориса Грачевского «Крыша». К широкому обсуждению затронутых в кинокартине проблем участников конференции пригласила начальник Отдела образования администрации Будённовского района Галина Викторовна Цыс.
На конференции прозвучал доклад благочинного Будённовского округа игумена Андрея (Мороза) «Добродушие и любезность как необходимые качества формирования личности ребенка в современных условиях».
|
2 ноября, в преддверии дня народного Единства и праздника Казанской иконы Божией Матери во Дворце Культуры города Зеленокумска состоялся VII традиционный краевой фестиваль казачьей культуры.
Возрождение традиций казачества на Ставрополье, знакомство молодого поколения с его историей, культурой, бытом и верой, воспитание интереса к народному творчеству, несущему в себе духовно- нравственное осознание значимости своего народа в многонациональной семье народов Северного Кавказа, выявление новых молодежных казачьих фольклорных коллективов – основные цели и задачи данного мероприятия.
Открылся фестиваль ярмаркой народного творчества, на которой все участники фестиваля показали самобытные, удивительные изделия прикладного искусства и блюда казачьей кухни. Выставка рисунков воспитанников воскресной школы прихода Казанской иконы Божией Матери стала украшением экспозиции казаков города Зеленокумска.
Приветственное слово настоятеля прихода протоиерея Димитрия Звездилина положило начало этому значительному событию в жизни района.
Красота духовных кантов, задорность народной казачьей песни, лиричность редких старинных песен и обрядов произвели незабываемее впечатление на зрителей.
|
30 октября благочинный православных церквей Будённовского округа игумен Андрей (Мороз) совершил молебен на начало доброго дела на месте будущего храма в пос. Виноградном. В настоящий момент рабочими производится выкапывание котлована под фундамент церкви преподобного Сергия Радонежского. О Божием благословении на дальнейшие работы молился и попечитель храма – глава администрации Будённовского района Сергей Алексеевич Бондарев.
|
24 октября 2009 года в Зеленокумске было ознаменовано очень важным и интересным для молодого поколения мероприятием, название которого полностью раскрывало его сущность. «Помним! Верим! Сохраним!» - девиз, под которым и прошла акция, организованная совместно приходом Казанской иконы Божией Матери, городской и районной администрацией, активистами православного молодежного движения г. Зеленокумска «С нами Бог» и старшеклассниками общеобразовательных школ. Заброшенное кладбище, находящееся на выезде из города - одно из самых безотрадных мест, на котором часто бывает много мусора и пасется скот. Долгое время эта ситуация оставалась без внимания, однако, нашлись горожане, которым очень не нравилась эта далеко неживописная картина происходящего. В связи с этим, было принято решение воздвигнуть православный крест и провести акцию, на которую привлечь молодежь города с целью наведения порядка на этом кладбище. Субботним днем около трехсот пятидесяти человек, оставив свои дела, пришли, чтобы убрать мусор и посадить деревья, стараясь своими делами сохранить поруганную память умерших. Мероприятие началось общей панихидой, на которой были помянуты все погребенные на этом кладбище, а триста молодых саженцев, высаженные здесь, стали своеобразной нитью, связывающей прошлое, настоящее и будущее. Память – это не только слова, но конкретные дела в память о тех, кого уже нет на этом свете.
|
Выпускник Киевской Духовной Академии – митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский)
Человек удивительной судьбы, волею Божией поставленный нести церковное служение на Кавказе, митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний оставил по себе благодарную память в сердцах многих и многих знавших его людей.
Родился владыка Антоний 6 марта 1886 года в бедной семье сельского псаломщика – детство его прошло в деревне Савинцы на Полтавщине. Сестра владыки вспоминала, что «порой – особенно к весне – они пухли от голода: у них не хватало даже зерна, чтобы смолоть и хлеба покушать». Однако, окончив Полтавскую Духовную Семинарию, Василий Романовский (так звали его до принятия монашества) в 1909 году поступает в старейшее духовное учебное заведение Российской империи – Киевскую Духовную Академию.
Здесь, у киевских святынь происходило его духовное становление и определился его дальнейший жизненный путь. Здесь он в 25 лет, на втором курсе Академии принимает монашеский постриг с именем Антоний – в честь основателя русского монашества, преподобного Антония Киево-Печерского. Здесь же, на престольный праздник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры он принимал священный сан: его хиротония во диакона состоялась 15 августа 1911 года, а во пресвитера – в 1912 году, тоже на Успение.
В 1913 году молодой иеромонах Антоний окончил академию с учёной степенью кандидата богословия и был направлен в Грузию – для преподавания основного, догматического и нравственного богословия в Тифлисской Духовной Семинарии. В сложной обстановке межнациональных конфликтов он заслужил искреннее почтение и благодарность студентов. Один из них – будущий Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II – даже спустя много лет помнил своего учителя и в телеграммах называл его «любвеобильным отцом».
В 1921 году, после закрытия Тифлисской Духовной Семинарии, отец Антоний был назначен благочинным русских монастырей в Грузии. Прочные связи с русскими подвижниками Закавказья сохранялись у него всю жизнь.
Впоследствии даже советский уполномоченный по делам Русской Православной Церкви, направляя в Москву секретную характеристику архиепископа Антония, отмечал: «Вся его деятельность вытекает из старого монашеского убеждения...».
В 1924 году игумен Антоний был призван святителем Тихоном, Патриархом Московским и всея Руси, на епископское служение в Закавказье: 30 ноября состоялась его хиротония во епископа Эриванского и временно управляющего Сухумской епархией.
К тому времени почти половина епископата Русской Православной Церкви находилась в тюрьмах и ссылках – пройти этот путь предстояло и епископу Антонию.
Спустя всего 2 года он был первый раз арестован Тифлисским ОГПУ и вскоре отправлен в административную ссылку на территорию Марийской автономной области. Вернувшись в Грузию из ссылки, снова подвергся аресту и заключению.
Дальнейшее пребывание русского архиерея в Грузии становилось невозможным, и 27 февраля 1929 года митрополит Сергий назначает владыку Антония епископом Донским. Православный архиерей был лишён возможности проживания в кафедральном городе Донской епархии – Новочеркасске, и, по сохранившимся свидетельствам современников, владыка жил на квартире в отдалённом районе города Шахты. Здесь епископ Антоний прослужил ещё меньше: не прошло и двух лет, как его вновь арестовали и отправили в Вишерские лагеря (на севере Пермской области). Освободившись из заключения, владыка Антоний около двух лет жил в глухом горном селении Ахкерпи на границе Грузии и Армении, среди близких ему по духу русских монахов Закавказья.
Лишь в декабре 1935 года он вернулся к архипастырскому служению, получив назначение на Сталинградскую кафедру. Здесь архипастырь тоже не имел права прописки в кафедральном городе и был вынужден снимать жильё в близлежащем посёлке Красная Слобода. Менее чем через год его ждал очередной арест и заключение. Теперь путь епископа Антония лежал в Караганду.
Если два предыдущих заключения были прерваны досрочно по амнистии, то на этот раз ему предстояло отсидеть в невыносимых условиях гораздо больше назначенного срока. Однако чудом было уже то, что он тогда остался жив. За один 1937 год было расстреляно около 60 епископов Русской Православной Церкви. Родной брат владыки Антония – священник Савва Романовский – был арестован и расстрелян весной 1938 года. Проведя в Карагандинском лагере уже около трёх лет, владыка был вызван Сталинградским НКВД на переследствие. В автобиографии от 1944 года он пишет: «Переследствие никаких новых материалов не дало, и я подлежал досрочному освобождению, но застала меня в тюрьме война в 1941-м году, внесла осложнение в мое дело, и я вынужден был просидеть до июня месяца 1942 г.».
Через год, 12 сентября 1943 года, митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси, и на первом же заседании Священного Синода – 14 сентября – владыка Антоний был назначен архиепископом Ставропольским и Пятигорским.
Для нашей епархии наступил период возрождения. Православный архиерей прибыл в Ставрополь впервые после 1934 года. Прихожане, пришедшие встречать его на вокзал, не могли и подумать, что истощённый старик с небольшой котомкой и есть их новый архиерей. Его приняли в Крестовоздвиженском храме, накормили, приготовили ночлег в сторожке. Никто ещё не знал, что в этой сторожке владыка проживёт до конца своих дней.
«Первое знакомство» архипастыря с епархией было достаточно кратким: вскоре по поручению Патриарха Сергия он должен был выехать в Грузию для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва Русской и Грузинской Православных Церквей. Согласно данным ему полномочиям, архиепископ Антоний провёл переговоры с Патриархом-Католикосом всея Грузии и счёл возможным вступить от лица Русской Православной Церкви в евхаристическое общение с иерархами и паствой Грузинской Церкви. 31 октября 1943 года в Тбилисском кафедральном соборе была совершена совместная Божественная литургия. Так был положен конец пагубному церковному разделению в Закавказье.
Однако в собственной епархии архипастыря ждал ещё более острый раскол: почти половина её приходов на тот момент были заняты обновленцами. Тем не менее, за полтора года обновленчество на Северном Кавказе было ликвидировано, и весной 1945 года оставшиеся раскольники вслед за своим главой – протоиереем Василием Кожиным – воссоединились с Патриаршей Церковью.
В то же время, с приездом архиепископа Антония в Ставрополь возобновились священнические хиротонии: первым, кого он рукоположил, был священник Николай Свешников. Впоследствии отец Николай вспоминал, какое огромное значение имело совершение этого таинства для самого владыки: после хиротонии он сказал со слезами на глазах: «Я уж думал, что умру в заключении, а вот и рукополагать довелось ещё!».
В годы служения на Ставрополье архиепископа Антония (Романовского) здесь возродилась духовная семинария. Её открытие состоялось 15 ноября 1946 года. Ревизии из Учебного комитета впоследствии отмечали: «Архиепископ Антоний близко стоит к жизни Семинарии, живо интересуется ею и входит во все уголки семинарской жизни… Его внимание устремлено по преимуществу на углубление в Семинарии пастырского, аскетического настроения, он враг всякой роскоши, всех расходов на внешнюю, показную сторону… Сам Архиепископ живет на глазах у всех, в весьма скромных бытовых условиях; его примеру следуют Ректор и Инспектор. На этих жизненных примерах воспитанники Семинарии приучаются к скромной жизни, ожидающей их в будущей пастырской деятельности». До нас дошли и слова из проповеди самого владыки Антония: «Украшением духовной школы должны быть не здания и обстановка, не показной блеск и наружный эффект, а дух учебного заведения, религиозность, скромность, трудолюбие воспитанников, их всецелая преданность делу Христову». За 14 лет своего существования Ставропольская Духовная Семинария выпустила 112 воспитанников. Поколение духовенства, которое взрастил митрополит Антоний (Романовский), обеспечивало деятельность приходов Северокавказского региона на протяжении более четверти века, сохранив преемство церковной традиции, воспринятое от Святителя-подвижника.
Как свидетельствовал Высокопреосвященнейший митрополит Гедеон, окончивший в те годы Ставропольскую Духовную Семинарию, «владыка Антоний старался успеть воспользоваться той недолгой отдушиной, что дало государство Церкви. Имея громадный жизненный опыт, он понимал, что скоро большевистский каток вновь прокатится по Православию. Поэтому и торопился укрепить в нас, тогда совсем молодых священниках, веру». Он остро чувствовал ответственность за тех, кого рукополагал в условиях воинствующего безбожия. Современники вспоминали, как он молился в это время: «Когда приближался момент совершения Таинства, голос его начинал дрожать… Эти переживания передавались и нам: все, находящиеся в алтаре, проникались сознанием важности происходящего… И в этом сопереживании совершалось Таинство Хиротонии. Вручая ставленнику частицу Тела Христова и обращаясь к нему со словами «Приими залог сей…», владыка уже не мог удержаться от слёз… Ведь это было время гонений, никто не знал, что ожидает Церковь завтра. Он представлял, что будет с этим молодым пастырем, и плакал…».
«Созидать Тело Христово» (Еф. 4; 12) владыке приходилось в условиях грубого противодействия представителей советской власти. Просветительную деятельность Церкви называли «религиозной пропагандой», церковную благотворительность – «нецелевым использованием средств»… И в этих условиях, когда нельзя было строить храмы, владыка Антоний созидал «храмы душ человеческих».
Владыка Гедеон начал своё интервью о митрополите Антонии (Романовском) со слов: «Он был человек непростой, внешне даже суровый, но под этой неприступной внешностью скрывалась добрая душа заботливого отца». Уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви в 1950-е годы сообщали в Москву, что владыка «постоянно способствует устройству в своей епархии репрессированного духовенства», что он «оказывает материальную помощь семьям осуждённых по статье 58». Духовные чада митрополита Антония вспоминали, что хлеб, который на Ставрополье был одной из основных форм пожертвования, из сельских приходов привозили в Крестовоздвиженский храм, сушили в большом количестве сухари, и затем с разных почтовых отделений отправляли десятки посылок в тюрьмы и лагеря.
Помогая другим и духовно, и материально, себе он иной раз отказывал в самом необходимом. Даже безбожники замечали скромность его быта. Уполномоченный Совета в секретной характеристике архиерея писал: «…В личной жизни никаких излишеств не наблюдается. Живёт в маленькой комнатке рядом с канцелярией епархии, эта же комната является и столовой. Рабочий кабинет, он же и приемная, – тоже маленькая комната, в которой с трудом помещается письменный стол и два стула». Всё имущество владыки после его кончины уместилось в один чемодан.
Тем не менее, последние годы жизни архипастыря были омрачены гнусной клеветой со страниц центральной и местной прессы. 73-летнему старцу-аскету приписывали стяжательство, любовь к роскоши и распутный образ жизни. Началась хрущёвская антирелигиозная кампания, и в обществе целенаправленно формировался негативный образ священнослужителя. Новая волна гонений принесла архиепископу Антонию и другие скорби. В июне 1960 года была закрыта Ставропольская Духовная Семинария. Один за другим закрывались храмы: в 1959 году по Ставропольскому краю было снято с регистрации 6 приходских общин, в 1960 году – 7, в 1961 году – 14, в 1962 году – ещё 6. Уполномоченный пытался добиться закрытия даже архиерейской Крестовоздвиженской церкви, но владыка воспротивился этому, сказав: «Дайте мне спокойно умереть».
Незадолго до своей кончины владыка Антоний получил сан митрополита. На праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла он отслужил свою последнюю литургию. Осмотревший его врач сказал со дня на день ждать исхода, но владыка прожил ещё несколько месяцев, продолжая выполнять епархиальную работу.
В самый день смерти – 7 ноября 1962 года митрополит Антоний попросил читать над ним отходную и тихо молился. Перед тем, как испустить дух, он отчётливо произнёс: «Господи, Боже мой» и сделал знак духовнику. Тот прочёл разрешительную молитву, вложил в руки умирающего святой крест, и владыка тихо почил».
Секретарь епархии архимандрит Всеволод сразу после кончины владыки писал, что «память о нём жива какой-то особенной силой. Самые простые, казалось бы, далёкие люди вдруг обнаруживают такой глубокий интерес к его личности, его жизни, что просто диву даёшься. И всем больше всего запала в сердце его суровая простота и правдивость. Во всей его личности было какое-то неповторимое своеобразие». Собравшиеся у его гроба люди вспоминали многочисленные благодеяния почившего. О многих его благородных поступках узнавали впервые. Двор Крестовоздвиженской церкви был переполнен народом, на кладбище народа было ещё больше.
Любовь к почившему архипастырю жила в сердцах верующих. Однако не иссякала и ненависть к нему со стороны недоброжелателей: вскоре после похорон была кощунственно осквернена его могила: ломом разбили надгробную плиту и крест-памятник, сбили фотографию. Вступивший в 1975 году на Ставропольскую кафедру воспитанник владыки – архиепископ Антоний (Завгородний) – в конце 1980-х годов хотел перенести его останки в усыпальницу при Андреевском соборе, однако не успел это осуществить. Прошло ещё 15 лет, прежде чем состоялось это перезахоронение.
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского, 30 сентября 2004 года митрополит Антоний был перенесён в ограду Кафедрального собора святого апостола Андрея Первозванного.
Сейчас многие люди приходят сюда и испрашивают его молитвенного предстательства и помощи.
Библиография
1. Духоносный старец: интервью с митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.
2. Журнал Московской Патриархии. 1944. №3.
3. Журнал Московской Патриархии. 1957. №1.
4. Журнал Московской Патриархии. 1962. №12.
5. Иванов Д., прот. Наш «дедушка». // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.
6. Именной список ректорам и инспекторам Императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям Императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священно-служителям при русских церквах заграницей и начальникам заграничных духовных миссий на 1915 год. – Петроград: Синодальная типография, 1915. – С. 57-58.
7. История Русской Церкви. Т. 9: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917 – 1997). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 832 с., илл.
8. Леденёв А. В лагеря уже не бросали. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Январь. – С. 4-5.
9. «Любящий отец» / Публ. Е. Н. Шишкина // Ставропольский благовест. 2005. №7 (101). – С.7.
10. Малинка В. Он был добрым, но строгим. // Православный вестник Ставрополья. 1992. Ноябрь. – С. 6.
11. Православная Энциклопедия. Т. II: Алексий-человек Божий – Анфим Анхиальский. – М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2001. – 752 с., илл.
12. Шишкин Е.Н. Кавказский священноисповедник митрополит Антоний (Романовский): жизнеописание. – Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии, 2006. – 200 с.
13. Шишкин Е.Н. Митрополит Антоний (Романовский). Вехи жизненного пути // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России: Материалы научно-практической конференции / Под общей редакцией игумена Романа (Лукина). – Ставрополь: Издательство Ставропольской и Владикавказской епархии, 2004. – С. 253-259.
14. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 – 1964 годах. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 1999. – 400 с. – (Материалы по истории Церкви, кн. 24).
|
21 октября, по благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского, секретарь Учёного Совета Ставропольской Духовной Семинарии, благочинный Будённовского округа кандидат богословия игумен Андрей (Мороз) принял участие в работе Международной научно-практической конференции прошедшей в Киевской Духовной Академии: «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы».
Пленарное заседании конференции возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, президиум составили: архиепископ Бориспольский Антоний, ректор КДАиС, архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, управляющий делами УПЦ, архиепископ Полтавский и Миргородский, глава Синодального Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства УПЦ.
В работе научного форума приняли участие преподаватели и воспитанники Киевской, Московской, Санкт-Петербургской, Белгородской, Минской, Воронежской, Одесской, Полтавской, Ставропольской, Тобольской Духовных школ. Светские ВУЗы были представлены на конференции делегатами из Белгородского государственного университета, Национального университета «Киево-Могилянской Академи», Таврийского национального университета им. В.И. Вернадского, Житомирского Государственного университета им. И.Я. Франка, Государственной Академии управленческих кадров культуры и творчества, Киевского Национального университета им. Т.Г. Шевченко.
По благословению Высокпреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского, Ректора КДА игумену Андрею (Морозу) было поручено возглавить работу четвертой секции конференции: «Прошлое и современность духовных школ»
|
Духовно-нравственное воспитание в семье
– основа духовного здоровья общества
«Как посмотришь на нашу молодёжь, то нельзя не пожалеть её! Как она ветрена! Как не думает ни о чём кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина – неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь». Эти слова принадлежат святителю Игнатию Брянчанинову, жившему в XIX веке. Они актуальны и в настоящее время.
Надо признать, что неправильное воспитание стало следствием разрушения традиционных устоев семьи. И это, скорее, не вина, а беда родителей. В чём это выразилось?
Во-первых, разрушены нравственные представления о браке и семье:
ü Супружеские отношения перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства.
ü Почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России стремительно растёт число разводов).
ü Супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
Во-вторых, утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
ü Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к падению престижа материнства и отцовства. Понадобился указ президента о материальном поощрении при рождении второго ребёнка для улучшения демографического состояния в стране!
ü Растёт число совершённых абортов, которые не осознаются как тяжкий грех – убийство.
ü Увеличивается количество беспризорников, сирот при живых родителях.
В-третьих, деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
ü Не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого общения.
ü Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребёнка.
ü Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей и подростков от порока.
В-четвертых, следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
ü Чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения.
ü Нарушены процессы формирования нравственной сферы. У маленьких детей даёт существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов. Дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определённой системой нравственных правил и ориентиров. В молодёжной среде царит культ жестокой силы, господства материальных ценностей над духовными.
ü У подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством.
ü В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
Такая ситуация явилась результатом долгого периода духовного застоя. В последние же десятилетия нам в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. Традиционные основы воспитания и образования подменяются более современными, западными:
ü христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
ü педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
ü целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
ü любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
ü интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Это, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
Для России с её многовековой православной культурой всё это противоестественно и гибельно. Ещё в декабре 2001 года, выступая на VI Всемирном Русском Соборе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил: «Мы укоренены в восточной культуре с её приверженностью традиционным ценностям, определённому укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства».
Почему речь идёт о семье, когда духовный кризис коснулся всего общества? Потому, что в воспитании будущих поколений семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. Ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности.
семье ребёнок осваивает основы культуры духовной и материальной. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы.
Только семья может воспитать семьянина. По мудрому слову выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина, добрая семья дарит человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растёт его душа и крепнет его дух:
- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность. Святитель Феофан Затворник учит: «Отец и мать исчезают в дитяти, и как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти». Священник Александр Ельчанинов объясняет: «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста? В детстве – сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви – это напитает их на всю жизнь».
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная – ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров.
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органично соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе, благотворно влияли на становление детской души и укреплению семейных связей. Традиционный семейный уклад помогал ребёнку познавать жизнь в разных её проявлениях и включаться в неё по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималась детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Современный порядок жизни совсем другой. Он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин всё большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остаётся ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.
За счёт чего же традиционный строй семьи давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с ближними? Ответить на этот вопрос поможет понимание сути семейного уклада. Его составляющими являются:
ü обычаи (установившиеся, привычные формы поведения;
ü традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
ü отношения (сердечные чувствования и настроения);
ü правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни;
ü распорядок дня, недели, года (порядок, установленный в течение дел в обозначенные промежутки времени). В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина; суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений; сезонными изменениями в быту и труде.
Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, правила, распорядок дня есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих составляющих жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.
Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи, по мнению Ивана Александровича Ильина, в том «чтобы ребёнок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях».
Замечательный русский философ Иван Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребёнок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовёт и раскрывается»:
ü природа во всей её красоте, величии и таинственной целесообразности;
ü истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
ü неподдельное сочувствие всему страдающему;
ü действенная любовь к ближним;
ü блаженная сила совестного акт; мужество национального героя;
ü творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью;
ü непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает».
тец Сергий Четвериков, известный пастырь Церкви середины ХХ века, размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни. Он называет:
ü религиозные воспоминания детства;
ü влияние природы;
ü влияние художественной литературы;
ü встречи с действительно религиозными людьми;
ü посещение центров религиозной жизни (монастырей, святых мест);
чтение религиозной литературы.
В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идёт не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям необходимо не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придётся решать двойную задачу:
1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, доброму и святому..
Сложностями на пути решения этих задач являются:
ü современное секуляризованное социокультурное окружение;
ü скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания;
ü отсутствие чётких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;
ü отсутствие системы духовно-нравственного просвещения просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей;
ü духовная немощь сегодняшних детей и родителей.
В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом
- обретать сущностное понимание отцовства и материнства;
- осваивать своё родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним;
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребёнка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточённой детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.
Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делает крайне необходимым взаимодействие семьи со школой в решении воспитательных задач. Такое взаимодействие предполагает активность как специалистов, так и самих родителей, других членов семьи – общее объединение усилий.
Надо отметить, что уже делаются определённые положительные шаги в этом направлении. Принята национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения», в рамках которой намечено проведение таких мероприятий, как:
· разработка и внедрение просветительских программ духовно-нравственного воспитания
|
16 октября 2009 года в МОУ «Гимназия №7» г. Будённовска состоялась городская родительская конференция на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодёжи». В её работе приняли участие родители, педагоги, представители отдела образования, городской администрации, общественных организаций и СМИ. В ходе конференции были обсуждены вопросы содержания духовно-нравственного образования и воспитания молодёжи, принята резолюция с указанием мер, способствующих сохранению и развитию духовного и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.
Православную концепцию духовно-нравственного воспитания в своём сообщении представил настоятель Воскресенской церкви г. Будённовска священник Михаил Тарнакин. Он обратил внимание собравшихся на то, что неправильное воспитание детей стало следствием разрушения традиционных устоев семьи, восприятия верного супружества и деторождения как тяжкого и нежелательного бремени: «Выход из сложившейся ситуации видится только в одном – в возвращении к отечественным традициям личного и семейного бытия, укоренённым в православной вере и жизни. И осваивать эти традиции родителям необходимо не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придётся решать двойную задачу: самим становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям, и в то же время создавать и поддерживать в семье такую атмосферу, в которой бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному, доброму и святому».
|
[Первая
-1]
[Страница 101 из 119]
[+1
Последняя]
|
|
|