Духовное значение Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря.
Когда речь идет о православных святынях русского народа, разрушенных, утерянных или же оскверненных за времена безбожия, то душа с трепетом переживает давно прошедшее. Почти нет в России городов и селений, где бы злая рука не прикоснулась к духовному сердцу Отечества – Православию. В нашем городе долгое время (с 1879 г. - до сер.1920 г.) Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь являлся духовным светочем восточного Ставрополья.
Речь пойдет именно о монастыре еще и потому, что в нашем мире нет ничего случайного. То, что произошло 14 июня 1995 года – произошло на бывшей его территории. Поэтому существует необходимость подробнее рассказать читателям об обители. Вспоминая о ней, мы все ближе будем к своим родным духовным истокам. Итак…
Монастырь был учрежден по указу Святейшего Синода в 1879 г. и был открыт по благословению Преосвященного Германа иеромонахом Архиерейского дома о. Рувимом в память св. блгв. кн. Михаила Тверского, мощи которого находились одну ночь в древних Маджарах (бывшее золотоордынское городище на территории современного Буденновска) по пути следования на Родину.
По сообщению «Ведомостей о Воскресенском Мамай-Маджарском монастыре Ставропольской епархии за 1916 год» монастырю принадлежало 4 церкви.
1. Церковь во имя св. блгв. кн. Михаила Тверского. Зданием кирпичная. Построена в 1885 г. на средства, пожертвованные разными лицами и сбора. Колокольня при ней не имеется, колокола повешены на каменных столбах. Утварью снабжена в потребном количестве.
2. Собор во имя Преображения Господня. Зданием кирпичный. Построен в 1890 г. на средства, пожертвованные разными лицами и на сборы. Утварью снабжен в потребном количестве.
3. Церковь во имя свт. Христова Николая. Зданием кирпичная. Построена в 1906 г. на средства монастыря. Без колокольни. Необходимой утварью снабжена. Построена на земле, наделенной казною, в Сухой Буйволе.
4. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Зданием кирпичная. Построена в 1911 г. на средства монастыря, без колокольни. Необходимою утварию снабжена. Построена на земле, пожертвованной вдовой Февронией Феодоровной Должик между с. Степное и с. Соломенка.
Кроме того, монастырь имел свою часовню, находившуюся в с. Отказном при св. роднике. Родник назывался Топчиев Кладезь. До сих пор целебный источник существует, а рядом с ним – возведенная в наши дни часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
В Ведомостях за 1916 год намеренно не упоминается о первой маленькой деревянной церквушке во имя Воскресения Христова. Ведь и монастырь был Воскресенским. Почему же? Ответ на этот вопрос дает «Опись» корпусов за 1896 г.: «корпус в 2 этажа устроен на месте первоначальной церкви, во имя Воскресения Христова…, содержит в себе 15 помещений и занимает 40 кв. сажень». Становится понятным, что на месте ветхой церквушки был построен новый корпус. По архивным описаниям он является лабораторным отделением современной ЦРБ близ больничной часовни.
Именно в предреволюционные годы монастырь г. Св. Креста становится центром паломничества на востоке Ставропольской губернии. С каждым годом и сам город стал приобретать выгодную позицию: из заштатного был переименован в уездный (1910 г.), появилась железнодорожная ветка с Георгиевском (1914 г.), увеличилось количество училищ, гостиниц, больниц, контор, столовых и т.п. Одним словом, он стал возрастать в религиозном, экономическом, социальном и культурном плане. В связи с чем? Объективных причин может быть множество, но не будем забывать и о Воскресенском монастыре.
Чтобы немного понять выраженную мною мысль, приведу в пример завод-гигант г. Буденновска «Ставролен». Построенный в конце 70-х годов, он сумел привлечь к себе внимание не только со стороны власть имущих, но и строящих его переселенцев из разных концов края и России. Незаметно за 10-15 лет выросли 1-й, 3-й, 6-й, 7-й и 8-й микрорайоны. Далее город заметно растет во всех отраслях. И это стало происходить, в основном, благодаря финансовой прибыли химического предприятия.
Но вернемся к монастырю. Схожая ситуация наблюдалась и во время его процветания, т.е в период с конца XIX века до его официального закрытия и запустения. Только не финансовая, а духовная, благодатная атмосфера была причиной становления и возрастания г. Св. Креста.
Это мое субъективное мнение основывается на простом историческом сравнении жизни и деятельности тех народов, которые под непосредственным влиянием христианства и, в частности, Православия смогли преобразиться во всем.
Так, рабство в Римской империи под действием Евангельской морали становится на путь добрых взаимоотношений слуг и господ.
Византия, перенявшая у Рима эстафету столицы империи, также становится крупнейшим христианским, политическим, экономическим и торговым центром.
А древняя языческая Русь после своего крещения в водах Днепра духовно перерождается и во всех планах постепенно опережает Константинополь, павший в 1453 г. от рук иноплеменников после унии с католическим Римом.
Уже в наше время после открытия в 1943-44 годах по решению И. Сталина закрытых православных храмов и монастырей, Духовных Семинарий и Академий, после возвращения из ссылок духовенства и возобновления богослужений Господь благоволил изменить ход Великой Отечественной войны. Сталинградская битва нам тому яркий пример.
В связи с этим, каким бы ни было тяжелым наше положение – нужно всегда помнить о том, что только вера наша, веками укреплявшая дух и жизнь даже самых разных народов, может быть гарантом стабильности и процветания. Ведь Господь либо благословляет за праведность и благочестие, либо отнимает Свой покров и защиту за неверие и гордыню. И нам нужно учиться быть чистыми сердцем посредством Его Таинств, преподаваемых в Церкви. Тогда легче будет узреть Бога в Его милости и благодеяниях.
На месте бывшего Воскресенского монастыря нет ни одной церкви. Только часовня-памятник во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» напоминает нам и о разрушенных святынях, и о разбитых сердцах. Будет ли храм на омытой невинной кровью земле - покажет время и наше участие. А строящийся в 6-м микрорайоне Воскресенский храм как нельзя лучше будет напоминать прикумчанам о былом величии Святокрестовской святыни.
Священник Димитрий Морозов, 2003 г.
|