Храмы_old
Из истории православного молитвенного дома в честь Казанской иконы Божией Матери г. Святаго Креста.
В настоящее время подробные сведения о храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Буденновска (Св. Креста) и его причте сохранились лишь в Государственном архиве Ставропольского края. Предлагаем вашему вниманию исторические сведения становления церкви в период с 1895 – 1915 гг.
Днем рождения города по праву можно считать 15 апреля 1799 года, когда Высочайшим Указом императора Павла I “Дозволено основать город на месте, где были Старые Маджары, с наименованием оного Святой Крест”. Вплоть до 1879 года, несмотря на большое по тем временам население – около 3500 человек – в городе не было ни одного православного храма.
Кавказский Епископ Герман (Асецкий) после неудачного покушения революционеров на императора Александра II, “желая ознаменовать чудо милости Божией, явленной России в спасение Государя”, благословил построить монастырь. По словам Преосвященнейшего Владыки, “его учреждение послужило бы одним из лучших средств к упрочению и распространению православной веры и народности в окрестностях и соседних степях”.
Первый монастырский храм в честь Воскресения Христова начал действовать в 1882 г. в небольшом саманном здании. В 1889 г. был заложен новый каменный храм в честь Преображения Господня. Он строился 10 лет и был освящен Преосвященнейшим Агафодором, Епископом Ставропольским и Екатеринодарским 19 августа 1900 г.
Духовное, благодатное действие Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря благотворно влияло на всю округу. Множество паломников приезжали во вновь открытый монастырь. А с Фоминой недели проходил ежегодный крестный ход с иконой-мощевиком св. благоверного великого князя Михаила Тверского в один из соборов г. Ставрополя.
Приводимые в начале нашей работы данные служат зарисовкой для общей картины духовного состояния святокрестовцев.
Строительство нового храма для православного населения г. Святого Креста не обошлось без должного, можно сказать, испытания. До наших дней сохранилось Дело Ставропольского Губернского по городским делам присутствия «О споре, возникшем между православными жителями г. Святаго Креста относительно выбора места для постройки молитвенного дома». Известно также, что за ходом этого дела следил сам губернатор Н.Е. Никифораки. По сути святокрестовцами было выбрано три места, где мог бы располагаться молитвенный дом:
1) На базарной площади. Число подписей было 185.
2) За городом («на отведенной в черте вновь назначенных городских застроек площади»). Число подписавшихся – 128 человек.
3) На площади между Карабаглой (районом современного Буденновска, располагающимся в черте древнего городища Маджар) и городом. Число подписей – 108 человек.
Однако амбиции некоторых чиновников мешали богоугодному делу строительства молитвенного дома. Большинством голосов он был возведен около базарной площади, где и доныне стоит милостью Божией и по молитвам Пресвятой Богородицы.
Ниже приводится описание молитвенного дома.
1. Молитвенный дом в честь Казанской иконы Божией Матери устроен на средства общества в 1895 г. Освящен 22 октября 1898 г.
2. Здание деревянное, на каменном фундаменте, крыша покрыта железом, без колокольни. Вместо колокольни на двух столбах положен брус, на котором подвешен колокол.
3. Престол освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.
4. Утварию беден.
5. Приходом временно заведует третий священник Вознесенской Церкви с.Прасковея.
В то время, нужно сказать к Вознесенской Церкви с. Прасковея были определены:
Настоятель- Симеон Иоаннович Покатилов, он же исполнял послушание благочинного церквей 8-го благочиния Ставропольской губернии.
2- й священник – о. Петр Польский,
3- й священник – о. Александр Николаевич Альтов,
диаконо – учитель – о. Петр Баранов.
Заведовал молитвенным домом г. Святого Креста иерей Александр Альтов, 28-ми лет, сын священника. Духовное образование получил в Ставропольской Духовной Семинарии, полный курс которой окончил в 1894 г.
По окончании Духовной Семинарии Александр Альтов был рукоположен Епископом Агафодором 5 июня 1894 г. во диакона и назначен на диаконо-учительское место к церкви с. Донского. Вскоре, согласно поданному прошению, диакон Александр Альтов определяется Указом Преосвященного Владыки «священнослужителем к Вознесенской церкви с. Прасковея». 14 ноября 1895 г. ему было вменено в обязанность «озаботиться устройством в г. Святого Креста молитвенного дома и отбывать богослужения и требы для православных жителей этого города». Хиротония о. Александра во пресвитера была совершена Епископом Агафодором в 1896 г.
Вместе с верной спутницей своей жизни – 21-летней Лидией Викторовной, священник Александр Альтов, Богу содействующе, приступил к духовному окормлению Казанского прихода.
Клировые ведомости за 1898 г. дают такую характеристику о. Александру: «пастырские обязанности исполняет усердно. При богослужениях и удобных случаях поучает прихожан вере и благочестию». (с. 34 )
Через 2 года после освящения Казанского молитвенного дома 24 марта 1900 г. его первый настоятель был назначен настоятелем церкви свт. Митрофана с. Бурлацкого Ставропольской губернии.
В 1901 г. в Клировых ведомостях сообщалось, что церковной земли у православной общины не имеется, а для священника на средства православного общества в 1900 г. был выстроен дом. «Казенное жалование в размере 400 рублей причт получает. При молитвенном доме в ограде имеется церковная саманная сторожка. Расстоянием от молитвенного дома до Духовной консистории – 180 верст… Церковно-приходские книги зашнурованы и печатью Консистории ведутся исправно…».
4 июня 1900 г. к православному молитвенному дому г. Св. Креста был рукоположен во священники диакон Покровской церкви ст. Терновской Кубанской области о. Модест Кондратов. О нем известно только, что, окончив курс богословских наук в Ставропольской Духовной Семинарии, он был поставлен к вышеназванной церкви и перемещен к Казанскому приходу г. Св. Креста. Умер, второй настоятель, состоя на службе 24 марта 1903 г. и был похоронен под ризницей молитвенного дома. Ныне огромный старинный крест над местом захоронения о.Модеста напоминает прихожанам о священнике-молитвеннике.
19 апреля 1903 г. Указом Преосвященнейшего Епископа Агафодора, согласно прошению, к Казанскому молитвенному дому был перемещен иерей Андрей Васильевич Острецов. Родился о. Андрей в семье священника 4 июля 1872 г. В 1890 г. поступил в Ставропольскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1895 г. По прибытии на место служения с 1 сентября 1903 г. новый настоятель стал законоучителем трехклассного городского училища Министерства Народного Присутствия. «Указ и грамоту имеет», - как сообщают нам Клировые ведомости за 1903 год, «в семействе у него: жена Мария Алексеева, род. 1875 г. 17 апреля; дети: Петр(29.06.1898), Ирина (15.05.1902) и Михаил (2.02.1904)».
При молитвенном доме по штату находился псаломщик Петр Алексеевич Кудряшов, окончивший курс в Ставропольской Духовной Семинарии в 1904 г. Так как при Казанском молитвенном доме еще не было диаконской должности, то, по праву сказать, миссионерская ноша легла на плечи молодого псаломщика. Он был законоучителем, как и его настоятель, при 1-м и 3-м одноклассных училищах г. Святого Креста. «Указ имеет. Холост» (Клир. Вед. ,1905, с. 132-134). Труды юноши не остаются тщетны пред Богом. В 1905 г. Петр женится, а 5 декабря 1907 г. определяется резолюцией Его Высокопреосвященства священником в с. Белое Кубанской области. Примечательно, что в истории Казанского молитвенного дома Петр Кудряшов был единственным псаломщиком, который сподобился духовного сана до революции 1917 г., которая положила конец не только традиционному укладу жизни мирской, но и духовной, богослужебной.
Наиболее яркой личностью, по нашему мнению, среди известных настоятелей молитвенного дома г. Св. Креста был священник Сергий Иванович Потапов. Родился о. Сергий в семье священника прихода с. Куршавского Ставропольской губернии 7 октября 1877 г. В 1900 г., в отличие от своих предшественников, окончил Симбирскую Духовную Семинарию. В том же году 26 июня, согласно прошению, определен диаконо-учителем в ст. Стародеревяновскую Кубанской области, а 30 августа Его Преосвященством, Преосвященнейшим Агафодором был рукоположен в сан диакона. В 1901 г. согласно прошению резолюцией Его Преосвященства о. Сергий назначен священником в Урочище Вторые Барсуки и рукоположен в иереи 15 июня. С 1901 г. он состоял в должности законоучителя и заведующего одноклассной церковно-приходской школой. 28 августа 1903 г. съездом IX Благочиннического округа Кубанской области был избран помощником миссионера, что говорит о незаурядных способностях о. Сергия.
Вскоре (1 марта 1907 г.) по прошению он был перемещен к церкви г. Св. Креста Ставропольской губернии. Здесь вполне раскрылся проповеднический дар нового настоятеля. 1 сентября 1907 г. он уже состоял законоучителем в трехклассном городском, а также в 1-м и 4-м женских училищах.
Собранием духовенства местного благочиния от 15 ноября 1907 г. свящ. Сергий Потапов, вероятно, за активную деятельность на ниве просвещения был избран кандидатом в депутаты. Епархиальным Преосвященным во внимание к усердным трудам во благо Св. Церкви Божией иерей Сергий Потапов 2 апреля 1908 г. был награжден набедренником. Насчет же его семейного положения мы узнаем следующее: “В семействе у него жена Евдокия Феодоровна, 27 лет, дочь их Валентина, 5 лет”.
Возможно, с увеличением количества прихожан, что говорит о добром служении священника, определением Епархиального начальства (за № 126, 1908 г., ст. 2-й) была учреждена диаконская вакансия при молитвенном доме г. Св. Креста.
Таким образом, первым диаконом, проходящим послушание в Казанском молитвенном доме г. Св. Креста, стал о. Александр Павлович Пародиев. Родился в семье священника, 26-ти лет. Образование получил в Ставропольской Духовной Семинарии, полностью не окончив 5-й класс. По прошению был отчислен из СтДС в 1906 году. На службу диаконом поступил 21 января 1907 г. в храм с. Медынцева Ставропольской губернии. С 19 марта 1908 г., практически сразу после объявления диаконской вакансии в г. Св. Креста, был переведен к Казанскому молитвенному дому.
Начиная с сентября 1908 г. диакон Александр Пародиев поступил на должность законоучителя I, III, IV и V-го министерских училищ г. Святого Креста. А спустя год он преподавал уже в VI-м и VII-м городских министерских училищах.
Как сообщают Клировые ведомости за 1912 г. у прихода появилась своя земельная территория – 1672 квадратные сажени. Кроме того, имелись 2 церковно-приходских школы, из них 1 – армяно-григорианская; 10 одноклассных министерских и 1 городское четырехклассное училище.
Церковная школа, построенная в 1906 г., располагалась в частном доме. Из городского бюджета на ее содержание выделялось 300 рублей, а от церкви – 100 рублей. В 1912 г. в школе обучались 67 девочек. Библиотека прихода насчитывала 107 томов духовной литературы.
На наш взгляд, статистические данные по религиозному признаку прихода могут дополнить общие сведения о различных сектах и толках в г. Св. Креста. Приведем следующие цифры нескольких лет перед революцией 1917 г.:
I. 1910 г.: число домов или хозяйств – 22, муж. пола – 63, жен. пола – 55; всего – 118 чел.
а) баптистов – 48-38 чел.;
б) молокан – 5 чел.;
в) хлыстов – 8-10 чел.;
г) нов. сект. – 2 чел.
II. 1912 г. : число домов или хозяйств – 18, муж. пола – 51, жен. пола – 91; всего – 142 чел.
III. 1913 – 1915 гг.: число домов или хозяйств – 18, муж. пола – 49, жен. пола – 38; всего – 87 чел.
Нам неизвестно, в каком составе причт молитвенного дома в честь Казанской иконы Божией Матери г. Св. Креста встретил первые волны надвигавшейся смуты 1917 г. Думается, что само деревянное здание церкви из всех трех городских храмов, в том числе и монастырских, более сдержало натиск безбожия. Что же касается храмов монастыря, то в первые годы советской власти Спасо-Преображенский собор функционировал как обычная церковь. «В середине 20-х годов хозяйство обители стало приходить в упадок, а в начале 30-х годов остатки монастырских построек и величественный храм Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря были разобраны на кирпич, из которого затем был построен первый корпус будущей больницы» (Студенников Ю.К., Сказание о земле Прикумской, с. 20.).
Глубоко символично, а для верующих сердец – промыслительно то обстоятельство, что на 100-летие Казанской церкви г. Буденновска (г. Св. Креста) в июне 1995 года банда чеченских террористов напала на город, учинив кровавую расправу. Погибло ок. 118 человек, в том числе женщины и дети. Кровь невинно убиенных людей омыла место, где когда-то были порушены и поруганы православные святыни. Сама Матерь Божия, по свидетельствам очевидцев, явилась Заступницей Усердной всем страждущим, молясь у подножия Креста в небе над осажденной больницей. Примерно в том же районе в 1318 г. над телом вероломно убиенного благоверного великого князя Михаила Тверского воссиял в ночи огненный Крест и в 1879 г. построен монастырь. В 2002 г. поклонный Крест с родины великого князя – Твери – был доставлен, установлен и освящен на территории центральной районной больницы близ часовни «Всех скорбящих Радость». В настоящее время в часовне два раза в неделю духовенством возносятся молитвы ко Престолу Триединого Бога об упокоении в селениях праведных невинно убиенных буденновцев, а также о здравии и спасении находящихся на лечении пациентов больницы.
На этом история православных святынь г. Св.Креста – Буденновска не оканчивается. Открывается новая страница со строительством нового православного храма в честь Воскресения Словущего и в память Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря.
По молитвам Пресвятой Богородицы и св. благоверного великого князя Михаила Тверского 13 июня 2003 г. в дар святокрестовцам была привезена из г. Твери, а также установлена и освящена деревянная часовня-памятник. Так духовно крепнут молитвенные и культурные взаимоотношения двух городов побратимов: Буденновска и Твери.
Священник Димитрий Морозов,
и.о. настоятеля Вознесенской церкви с. Прасковея Буденновского района
|