ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
Для усопших особенно важны поминовение на проскомидии, церковная и домашняя
молитва, подаяние за них милостыни, потому что, перейдя в другой мир и получив там обитель
соответствующую их земным деяниям, они сами уже никак не могут изменить своё положение
(а оно, если человек умер с нераскаянными грехами, весьма прискорбно), и только Благодатная
помощь от живущих в этом земном мире близких может облегчить и улучшить их участь.
Кроме проскомидии, священник поминает живых и усопших на ектениях (ектения -
усердие, протяжённое моление греческ.), а также, если были заказаны, на молебне
(живых) и панихиде (усопших).
ПАНИХИДА
Панихида (всенощное пение греческ.), молитвенное поминовение усопших,
получила своё название в древности, когда первые христиане лишь под покровом ночи могли
тайно забирать тела своих, умученных за веру Христову, собратьев и погребать их
с пением и возжёнными свечами.
И в наше время молящиеся за панихидой стоят с возжёнными свечами в знак того, что
и они верят в будущую светлую жизнь; в конце панихиды эти свечи тушатся в знак того,
что земная наша жизнь, горящая как свеча, должна погаснуть, чаще всего не догоревши
до предполагаемого нами конца.
МОЛЕБНЫ
Молебнами называются краткие богослужения, в которых священник от имени
молящихся обращается с молитвою к Господу Богу, Божьей Матери или святым.
Иногда такие молебны соединяются с акафистом (акафист - неседальный греческ.,
особо составленное молитвословие, во время которого не положено сидеть) или с малым
освящением воды.
"Водосвятный" молебен обычно заказывают христиане, имеющие болящих
близких или сами страдающие от недугов, для того, чтобы, после прочтения
священником молитв о их здравии и освящения воды взять эту святую воду домой и пить
её с молитвой и верой, прося у Господа прощения грехов и избавления от недугов.
По вере просящих, Господь дарует Свою Благодатную помощь посредством святой воды.
Кроме общего "просительного" молебна, бывают особые молебны, например:
молебен благодарственный за получение от Бога помощи, молебен об исцелении больного,
молебен о путешествующих, об избавлении от засухи, затяжных дождей, перед началом
полевых работ, перед началом обучения детей и многие другие.
Обычно молебны и панихиды служатся утром по окончании Божественной Литургии.
Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во
время их служения и усиленно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда
священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.
Как уже говорилось выше, приходить в храм нужно до начала богослужения для
того, чтобы успеть подать записки, приобрести свечи, поставить их и помолиться перед
иконами Господа, Божьей Матери и тех святых к кому вы хотите обратиться за помощью.
Затем встаньте на какое-либо место в храме, мужчины справа, а женщины слева от центра,
лицом к алтарю, и в течение всей службы уже не сходите со своего места.
Если у вас слабое здоровье, или вы в преклонном возрасте, вы можете присутствовать
на богослужении сидя (обычно в западной части храма есть для этого скамейки), вставая
лишь в наиболее важные моменты богослужения.
Народная мудрость гласит: "Лучше, сидя, думать о Боге, чем, стоя, о ногах".
Во время богослужения старайтесь внимательно прислушиваться к чтению и пению, потому что в словах молитв и песнопений заключена глубокая мудрость, в них передаются
чувства сердечного покаяния и радости о Господе, рассказывается о подвигах святых и о
проявлениях Великой Милости Божьей к Своему созданию.
Старайтесь воспринимать богослужение не столько слухом, сколько открытым сердцем;
вдыхайте в себя благодатную атмосферу храма, отключитесь от мирских проблем и
поговорите с Богом.
Вспомните своё детство и то доверие, с которым вы обращались со своими бедами к маме
или любимой бабушке, когда искали у них жалости и ласки; вспомните, какое утешение дарила
вам их любовь, и с таким же доверием откройте ваше сердце Отцу Небесному; расскажите
Ему про свои беды, поплачьтесь о своих горестях, просите помощи и поддержки, просите
прощения ваших грехов и слабостей, и великое утешение получите от Его Божественной Любви; выйдете из
храма обновленными, с тихим и умилённым сердцем, ощущая всем своим существом Благодать и
радость Духа Святого.
Ни одна земная мать не имеет той полноты Любви, с какой Господь принимает скорбные
воздыхания человеческой души, обращенные к Нему.
Стоит только позвать Его: "Господи!", как Он уже невидимо стоит рядом -
Любящий, Жалеющий нас, знающий немощь человеческой души, готовый излить
на нас Благодатные Дары Своей Милости.
И только от нас самих, от нашей прямоты и искренности, с которой мы осудим свои грехи,
от нашего желания чистоты и Истины, от глубины нашей веры зависит получим ли мы
сердечное утешение и Благодатную Помощь или отойдём скорбны и неутешены.
С Богом нельзя хитрить, Его невозможно обмануть, с Ним бесполезно пытаться вступать в
отношения "Ты - мне, я - Тебе".
"Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога", - учит нас Евангелие. (Матф.
5.8.)
Только чистое сердце слушает Бог и наполняет его Своею Благодатью.
Мы имеем достаточно сил для того, чтобы захотеть очистить своё сердце, чтобы заставить
себя без лукавства обращаться к Тому, Кто ради искупления нас от вечной смерти
добровольно отдал Себя на растерзание обезумевшей толпе. Кто претерпел мучительные унижения и страшную смерть ради дарования нам Вечной Жизни.
И потому, наш долг - понуждать себя на творение добрых дел, понуждать себя на
подвиг молитвы, очищать своё сердце от оскверняющих его страстей, прибегая к помощи и Покрову Матери-Церкви, укрепляя наши души всеми благодатными средствами,
которые в изообилии мы найдём в храме.
Для того, чтобы храм стал вашим вторым и главным Домом, для того чтобы чувствовать
себя в нём "своим", чтобы пользоваться во всей полноте Благодатными Дарами Святого Духа, нужно идти в храм и быть в нём, нужно учить свою душу общению
с Богом, и тогда Он Сам, как Отец и Учитель, видя ваше старание, научит вас,
держа Его за руку, идти по Пути Спасения.
|