ОТНОШЕНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ В ЦЕЛОМ И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ОТДЕЛЬНОСТИ
От первой до последней страницы Св. Библии диавол изображается как сильный враг, воюющий против человека, и поэтому человек должен стремиться узнать, что это за существо, воюющее против него. Слово Божие говорит, что "завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем. 2, 24). Диавол соблазнил в грех непослушания Богу первых людей - Адама и Еву, и с того момента он сеет, взращивает и утверждает зло между людьми. Целью сатаны является отделение всех людей от Бога, разрушение Царства Божия и устроение своего сатанинского царства. Сатана не только удерживает 4юд своим владычеством каждого человека, который не просвещен св. таинством Крещения, но и изо всех сил стремится покорить своей власти сынов Церкви Христовой. Все зло, которое было совершено людьми за всю историю и совершается ныне, все человеческие пороки, суеверия, неверие, ереси, многобожие, идолопоклонство - все это плод внушений бесов. Диавол непрестанно воюет против Церкви Божией, дабы стереть ее с лица земли, заглушить в людях истину о Боге. Особенно он восстанет против Церкви Христовой в дни царствования антихриста перед Вторым пришествием Христовым.
Вся жизнь христианина есть непрестанная невидимая брань с духами злобы. Св. Писание изображает диавола в образе свирепого льва: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою" (1 Петр, 5, 8-9). Демоны первым делом оказывают свое влияние на мысли, на душу человека, на его нравственное состояние. Образ и способ этого их воздействия нам непонятны. Св. Писание указывает, что сатана может производить ослепление ума в человеке, возбуждать порочные желания в сердце, склонять человека к греху, злу, порочным действиям. Что бесы действуют на людей, в этом не должно быть сомнения. Если может действовать сила на вещество, дух человека на его тело, психика одного человека на психику другого, то почему не могут воздействовать на людей духи высшей природы и силы, более могущественные, чем человек? Пагубное действие злых духов простирается не только на душу человека, но также и на его тело, на внешнее благосостояние и даже на окружающую природу. Вселившись в человека, нечистые духи могут производить в нем расстройство организма, различные болезненные состояния, как-то: слепоту, глухоту, немоту, немощь организма и т. п. Человека, в котором бесы нашли для себя пристанище, называют бесноватым. Многих бесноватых исцелял Христос в дни Своей земной жизни. Власть изгонять бесов Христос дал и апостолам. В истории Церкви Христовой было немало святых подвижников, которых Бог наделил благодатью изгонять бесов, особенно среди преподобных. Во все времена были и есть так же и среди усердных священнослужителей таковые, которые своими святыми молитвами, своим особо прилежным служением у Св. Алтаря изгоняют нечистых духов из человека. Бесноватые среди людей были всегда, их немало и в наше время, но, увлеченные земной суетой, ослабленные в духовной жизни, мы часто не так чувствительны к проявлениям злой силы в людях, не всегда можем ее распознать, а если и видим ее проявления, то стараемся называть ее не своим именем, придумываем для нее какие-то новые названия.
Демоны настолько ненавидят человеческий род, что если бы им не препятствовала незримая десница Божия, они за одно мгновение истребили бы всех людей. "Если бы дозволено сатане было нападать, сколько хочешь, то истребил бы всех", - говорит преподобный Макарий Египетский. Благо наше, что падшие духи недоступны непосредственно нашим чувствам, иначе в короткое время они полностью развратили бы людей, посеяли бы в их душах крайнюю вражду к Богу, сделали бы людей такими же погибельными сосудами зла, как и они сами. "Если бы люди постоянно видели их (демонов), то возбуждались бы к большему безрассудству, неистовству страстей, потому что не было бы промежутка времени, в который видели бы их удерживающимися от этих злодеяний, поскольку ни усталость, ни занятия домашними делами, ни забота о ежедневном пропитании не удерживают их, как иногда заставляют нас даже невольно удерживаться от дурных намерений", - пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Бесы не могут проявить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им этого. Но, попуская демонам производить зло. Бог одновременно Своею силою ограничивает их пагубные действия и направляет все бесовские деяния к добрым последствиям, к нравственной пользе людей, их спасению, т.к. бесы доставляют людям случаи для упражнения в добре и укрепления в добродетели. Из Св. Евангелия мы знаем, что без попущения Божия бесы не могут войти даже в нечистых животных. Из истории праведного Иова видно, что диавол может приступить к искушению угодника Божия не иначе, как испросив на это дозволения Всевышнего. Отвечая на вопрос, почему Бог не уничтожил диавола, соблазнившего человека в грех, св. Иоанн Златоуст говорит: "...Он поступил так, заботясь о нас... Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого". Святитель Иоанн Златоуст также пишет: "Никто не думай о диаволе, будто он так силен, что может заградить путь к добродетели. Он прельщает и соблазняет нерадивых, но не препятствует и не принуждает". По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина, "испытавшие борьбу по внутреннему человеку не могут сомневаться, что враги непрестанно нападают на нас. Но они так противоборствуют нашим успехам, что только подстрекают, а не принуждают к злу. Впрочем, никакой человек не мог бы совершенно избежать греха, какой бы они ни захотели запечатлеть в наших сердцах, если бы им дана была власть посильно внушать и понуждать. Потому, как им дана власть подстрекать, так и нам дана сила отвергать или свобода соглашаться. Если же мы боимся их могущества и нападения, то должны просить покровительства и помощи Божией против них, о чем говорит апостол: "Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Иоан. 4, 4). Помощь Божия гораздо сильнее, чем нападки множества врагов. Ибо Бог есть не только Внушитель добрых мыслей, но и Покровитель и Помощник, так что иногда невольно, без ведома нашего, привлекает нас ко спасению. Итак, верно, что никто не может быть обольщен диаволом, если не захочет дать ему согласие своей воли... Итак... очевидно, что всякий согрешает оттого, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас же. Ибо сказано: "противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак. 4, 7)",
Избавить человека от власти диавола может только благодать Божия. Об этом так говорит преп. Симеон Новый Богослов: "Душа, которая подчинилась диаволу, не может ничего более сделать, как только, познав, в какую ниспала глубину зол и как воля ее связана чужими узами, возопить, как из чрева адова, и призывать Бога, сходившего в преисподнюю, прийти к ней и освободить ее. Это одно может она делать, но разрешить себя от уз и бежать не может, как не может убежать тот, кто закован в железные кандалы и содержится в темнице под крепкими запорами. Может она призывать имя Иисуса триста, да пошлет Он ей помощь; и когда укрепится таким образом, через призывание Иисуса Христа (ибо Он есть единственный Освободитель душ наших), и почувствует, что получила помощь от Бога, тогда может и убежать из-под ига диавола и уз греха. Но, убегая от диавола, ей следует прибегнуть к домостроителю благодати, то есть к духовному отцу, чтобы лукавый не нашел ее опять не охраняемою и не похитил. Отец духовный научит, о чем ей нужно заботиться, чтобы стать способною носить всеоружие Божие, то есть божественную благодать, и с нею противостоять всем козням диавола, всем этим началам, властям, миродержателям тьмы века сего, духам злобы. Ибо душа, соединенная с плотью, не может одна, голая, противоборствовать таким сильным и столь многим врагам, если не будет облечена во всеоружие Божие, как и воин, даже самый мужественный, не может без оружия противостоять врагам, нападающим с копьями, мечами и щитами, и если выступит против них, тотчас будет поражен насмерть".
НЕЗРИМАЯ БРАНЬ ДИАВОЛА-ИСКУСИТЕЛЯ С ДУШОЮ ЧЕЛОВЕКА
Источником и виновником греха и зла в мире является диавол. Все мы живем в окружении греха и зла, которые царствуют в сердцах человеческих. Диавол постоянно стремится вовлечь людей в грех и в этом своем душепагубном замысле он не знает покоя. Если сатана искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое? Некоторые люди говорят, что искушение им послал Бог. Но они не знают, что Господь никого не искушает. Св. ап. Иаков пишет: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1,12-15).
Что такое искушение? Искушение - это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Сатана приходит к человеку, как правило, в замаскированном виде. Например, Еве он явился в образе змея (одного из самых красивых в то время животных). Многим великим подвижникам благочестия диавол являлся в образе светлого ангела. Св. ап. Павел на самой заре христианства предупреждал всех последователей Христовых, что диавол может принимать вид ангела света (2 Кор. II, 14).
Сила, которая подвергает человека искушению, - искуситель - есть сатана. Это темная, злая, богоборческая сила, и ее Св. Писание называет великим драконом, древним змием, обольстителем, лжецом, губителем, клеветником. Сатана не останавливается ни перед чем, чтобы ввести человека в искушение. Со времени обольщения Адама и Евы сатана неизмеримо усовершенствовался в своем искусстве прельщать и искушать людей, и тем самым неисчерпаемый океан ненависти, зависти, вражды он посеял на земле. Изощренное оружие диавола, с помощью которого он губит человеческие души, - ложь, лицемерие, клевета. Но хотя диавол упорно стремится вредить человеку, заставить его грешить он не может, он только лишь дает людям советы, как грешить, и просит их согласия на грех. Вот почему всякий грех - это добровольный акт нашей свободной воли.
С какой целью Бог попускает быть искушению? Конечно, не для того, чтобы познать тайники нашей души. Всеведущий Господь знает и без того самые сокровенные уголки нашего сердца. Искушение Бог допускает для нашей пользы, для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, которые, быть может, и неизвестны нам. Кроме того, у человека, вышедшего победителем из искушения, укрепляется воля к самоисправлению и совершенствованию, появляется положительный опыт духовной жизни, и таковому готовится венец, награда в великий день Второго Пришествия Христова за победу над злым искусителем. В искушениях проверяется наша вера. По настоятельной рекомендации св. ап. Павла христиане должны испытывать себя: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте" (2 Кор. 13, 5). И если мы не будем испытывать сами себя, то нас будет испытывать Господь через попущение различных искушений.
Быть искушаемым еще не означает, что человек совершил грех. О Христе сказано, что Он, "подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4, 15). Диавол искушает каждого человека, поэтому Господь предупреждал все человечество еще в самом начале истории, говоря Каину: "Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним..." (Быт. 4, 7).
Искушение находит дорогу к сердцу человека через его зрение, слух, мысли, другие чувства. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства диавол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение. Но мы как-то проявляем безразличие к этому. Быть может, потому что мы плохо знаем тактику диавола. Коварный искуситель может очень хитро, незаметно опутать нас своею утончённой паутиной. На это он искусный мастер. Диавол использует любую возможность, любую ситуацию, в которой находится человек, чтобы искусить его на грех. Задача диавола - привести человека к непослушанию Богу, к нарушению им заповедей Божиих. Сатана день и ночь внушает людям, что совершая грех, они не будут наказаны. Одним он нашептывает, что Бог милостив, и поэтому можно грешить. Других смог убедить, что Бога вовсе нет... Диавол уже не одну тысячу лет распространяет такое заблуждение, что вера в Бога - это суеверие и тьма, а Св. Писание - обман и невежество. Сатана всегда скрывает свое подлинное лицо. Хотя он и отец лжи, но почти никогда не говорит одну только ложь (чтобы себя не разоблачить), он смешивает ложь с правдой, и вот нередко человеку трудно за этой полуправдой увидеть лукавую ложь. Если сатане самому не удается искусить христианина в грех, он пытается достичь этого через других людей. Как часто в советах, подаваемых верующему его близкими и знакомыми, слышится голос диавола. Будем всегда благоразумны, принимая тот или иной совет от людей.
Хитрый враг рода человеческого перед тем, как приступить с искушением к человеку, ищет у него слабые стороны и использует их как мишень для своего нападения. Вот почему христианину надо искоренять все свои недостатки, а для этого надо тщательно изучать внутреннего человека, бывая на Исповеди, раскрывать перед духовным отцом все тайники своей совести, не утаивать ни один грех, ни одну страсть, пленяющую душу и тело. Христос говорит нам, чтобы мы бодрствовали и молились: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение" (Матф. 26, 41). Он учит нас молиться Отцу Небесному: "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Матф. 6, 13). Слово Божие предупреждает каждого христианина: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Человеку, переживающему искушение, св. ап. Павел в утешение говорит: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1 Кор. 10, 13). Как серебро и золото очищаются в пламени от примесей, так и в огне искушений душа очищается от греха и зла. "Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь" (Притч. 17, 3),- пишет премудрый Соломон.
Кто желает быть наследником Царства Христова, тот должен приготовить свою душу к терпеливому перенесению различных искушений. Премудрый Иисус, сын Сирахов, призывает каждого верующего: "Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения (испытания, посылаемого от Господа); прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, - в горниле уничижения" (Сир. 2,1-5).
Замечательные уроки того, как надо побеждать всевозможные искушения, преподают нам прославленные Святою Церковью подвижники благочестия. Приведем высказывания некоторых из них. Св. Иоанн Златоуст пишет: "Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели", "Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники... так и диавол - именно там строит козни, где видит богатство, скопленное душою, и умножающиеся сокровища благочестия". Этот святитель также говорит: "Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия", Преп. Нил Синайский такими словами ободряет человека, подверженного искушению: "Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит". А вот взгляд преп. Макария Египетского: "Князь века сего... уготовляет великую слав и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание". Преп. Феодор Студит учит нас, что "демонов сокрушает смиренномудрие, побивает - по слушание, обращает в бегство - молитва, морит гладом- пост, низлагает - братолюбие и все прочее доброделание". По мысли преп. Нила Синайского, "если желаем совершенно попрать демонов, то будем проявлять во всем смиренномудрие, отринув свою волю". Преп. Ефрем Сирин пишет: "Во время, искушения выказывается достоинство верного. Но не малодушествовать нужно во время искушения, а трезвиться в молитвах и добрых делах". О награде, ожидающей претерпевшего искушения, так говорит преп. Исидор Пелусиот: "Если Христос, Бог, вочеловечившийся ради нас, "возведен был Духом в пустыню, для искушения" (Матф. 4, 1), то чему же удивлять, что... ты борешься с искушениями? Помни о победе Христовой, одержанной законно: тщеславие преодолено, гордыня подавлена, сребролюбие истреблено и противник, не сумевший уязвить своими стрелами, посрамлен. По праву мужайся и ты, и, приобретя бесстрастие, преодолевай ранящие душу мечи. И тебе после этой победы будут служить Ангелы, оказывая не рабские услуги, потому что служить так обязаны единому Богу, но увенчивая тебя как победителя, ибо такова награда мужественно совершающему настоящий подвиг".
Многие древние подвижники Церкви Христовой запечатлели в бесценных памятниках христианской литературы свой внутренний опыт борьбы с духами злобы поднебесными. Близкое знакомство с изложением этих вопросов Святыми Отцами помогает нам изучить все приемы и средства, которыми побеждаются нечистые духи.
|