О СКОРБЯХ
Дорогие братья и сестры, на земле все мы должны терпеть разного рода скорби, как и говорит Господь: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). Что это значит? Это значит, что скорби у каждого христианина должны быть обязательно, но нельзя отчаиваться, надо принимать их спокойно и надеяться на помощь Божию.
Путь скорбей - это путь Христов. Сам Господь, Спаситель мира, прошел этим тернистым путем. В своей земной жизни Он терпел поношения, оскорбления, был заключен в темнице и распят между разбойниками на кресте. Так страдал Богочеловек, единый безгрешный Спаситель мира. Скорбным путем прошла и Богоматерь, об этом Ей было возвещено праведным Симеоном: "Тебе - Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35). Таким путем прошли и апостолы: их заключали в темницы, побивали камнями и предали мученической смерти. Этим скорбным путем прошли все ученики Христовы: те, кого весь мир не был достоин, скитались по горам и пустыням, терпели голод и холод, поношения и издевательства...
Преподобный Ефрем Сирин говорит: мы ублажаем святых, хотим получить в Царстве Небесном такие же венцы, но не хотим подражать их подвигам: они мужественно терпели все ради Христа, и ты, если хочешь вечно с ними царствовать, иди их путем. Если мы хотим радоваться со Христом на Фаворе, то сначала должны страдать с Ним на Голгофе.
"Все желающие жить благочестиво... будут гонимы", - предупреждает апостол Павел (2 Тим. 3, 12). Слышите? Только желающие - и уже будут гонимы! Почему? Одного верующего спросили: почему у тех, кто хочет жить по Евангелию, так много испытаний, болезней, скорбей, а у грешников обычно жизнь бывает тихая и спокойная? "А вы видели когда-нибудь охотника за птицами?" - "Видели". - "Тогда скажите: бежит охотник за подстреленной птицей?" - "Нет, он охотится за другими, а подстреленных и убитых пока не берет, знает, что они все равно в его руках". - "Вот так, дорогие мои, и диавол, охотник за душами, он охотится только за теми, кто летает, кто духовно здоров, а подбитых, мертвых душой не трогает - знает, что они все равно в его руках".
Пока человек живет "как все", т.е. не молится, в церковь не ходит и прочее, все у него бывает гладко, спокойно, и в доме достаток, и со всеми хорошие отношения, и на работе продвигают. Живет как все. Но вот он уверовал, стал ходить в церковь - и тут же начались скорби: друзья вдруг стали врагами, родители восстали, на работе неприятности... Раньше он был полностью в руках диавола, и тот не трогал его; а только решил отойти от диавола, как тот через людей восстал, начал строить козни, лишь бы не отпустить душу. Диавол за каждую душу готов отдать весь мир! И вот, чем человек ближе к Богу, тем сильнее у него скорби и напасти: "чем ближе человек к Богу, тем большее количество крестов ему посылается", говорит блаженный Августин.
Запомните: каждый, кто хочет работать Богу, пусть приготовит душу свою к искушению. А если у нас нет скорбей, то это верный признак, что мы идем неправильным путем. В болоте вода стоячая, непроточная, она быстро портится, и там заводятся всякие гады. А в горной реке, которая бьется о камни, вода всегда свежая и чистая. Точно так же и у нас: если все благополучно, то в душе заводятся самолюбие, тщеславие, гордость, леность, праздность, любовь к земным благам - это своего рода гады, их нельзя разводить в душе. А когда человек попадает в поток скорбей, в это время душа его очищается от страстей и пороков.
Многие из нас всю свою жизнь прожили в грехах, в этом грязном потоке, угождая диаволу. А когда обратились к Богу и началось наше спасение, диавол стал нам мстить, появились скорби, и мы не должны роптать: мол, почему меня Бог наказывает? Да потому, что любит! Смотрите, как учит нас Священное Писание: "Наказания Господня... не отвергай, и не тяготись обличением Его, ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему" (Притч. 3, 11-12). Вслед за премудрым Соломоном и апостол Павел повторяет: "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12, 6).
Это значит, что, когда с нами случается какая-то беда, в этот самый момент Господь изливает на нас целый поток любви. А если Бог оставил человека без наказания, это значит, что Он лишил его Своей милости; потому, говорят святые отцы, желать должно, а не отвращаться отеческого Божьего наказания: благодарить за него, а не сетовать. Один человек жаловался: "Все говорят, что Господь добр и милостив, а я то и дело получаю от Него жестокие удары". - "А знаешь ли, что бывает с непослушной овцой, которая отбивается от стада? - спросили его. - Что делает пастух? Зовет ее - она не слушается. Угрожает, но и это ей нипочем. Начинает кричать, но овца убегает от него все дальше. Наконец, он посылает собак, которые догоняют ее, больно кусают, и тогда только овца возвращается к хозяину. Так и наш Пастырь добрый, Господь Иисус Христос, долго зовет нас, чтобы мы вернулись на истинный путь, но мы Его не слушаем, тогда Он посылает нам скорби и болезни..."
Праведным скорби посылаются для большей святости, а нам, грешным - за грехи. Святые отцы говорят: если у тебя скорби и болезни, и ты - золото, но есть на нем пятна, то эти скорби сотрут их, и ты будешь сиять еще ярче, а если ты железо, то скорби эти, как огонь, очистят ржавчину.
Многие из нас познали грех и запачкали душу, и надо очистить душу от греховной грязи, приготовить ее для Христа. Знаете, как добрая хозяйка чистит грязный сосуд? Скребет его ножом, моет мылом и содой, кипятком ошпаривает - доводит до блеска, а уж потом им пользуется. А как мастер обрабатывает деталь? Зажимает в тисках, снимает напильником ржавчину сначала с одной стороны, потом с другой, порой и раскаливает деталь в огне, и в холодную воду кидает - закаливает. А человек - это драгоценный сосуд, но он весь запачкан грехами, пороками и страстями, и Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Скорби смиряют нас.
Бывает так, что человек терпит скорби за какой-то давно соделанный и забытый грех: человек о нем забыл, а Бог не забыл и желает очистить душу, чтобы она спаслась. Приведем пример из жития преподобного Ефрема Сирина. Когда он был молодым, его осудили по ложному обвинению и посадили в темницу. Там были и другие люди, стали беседовать, и многие говорили, что осуждены несправедливо. Ефрем тоже рассказал свою историю: "Однажды шел я в город, увидел в поле пастуха с овцами, он меня пригласил к себе, мы долго беседовали с ним о Боге, потом заснули, а утром оказалось, что ночью кто-то увел все его стадо. Пастух обвинил меня: мол, я нарочно заморочил ему голову разговорами, а мои дружки тем временем увели овец... и предал меня судьям, и вот я в темнице..." Ефрем молился усердно: "Господи, я ведь ни в чем не виноват!" И Господь открыл ему, почему он находится в темнице. Во сне Ефрему явился Ангел и сказал: "Ты считаешь себя невиновным, а вспомни: когда ты был мальчиком, то отвязал у одной бедной вдовы корову, она ушла в поле, а там ее волки загрызли, и осталась вдова с малыми детьми без молока. Забыл? А Господь не забыл, и вот тебе наказание за этот грех, некоторое время ты должен посидеть в темнице". Ему было открыто, за что и другие сидят - многие страдали за прошлые грехи.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: если тебя оскорбляют, ругают, и ты виноват - покайся, а если не виноват - радуйся, ибо тебя ожидает великая награда от Бога.
Скорби посылаются нам для того, чтобы мы не грешили, чтобы обуздать наши страсти. "Беда подобна узде, которую кони укрощаются и сдерживаются. Естество наше свирепеет и как бы беснуется, а бедою, как уздою, оно смиряется", - говорит святитель Тихон Задонский.
К одному батюшке пришла женщина, стала жаловаться: "Что мне делать, батюшка, хочу спасти душу и все время впадаю в одни и те же грехи. Молюсь, исповедуюсь - ничего не помогает..." - "А тебе только одно поможет - скорби", - сказал батюшка. И правда, пришли в ее дом несчастья, болезни, и стало ей не до прежних грехов.
Скорби отрывают нас от земли, ведут к Богу: недаром говорят: как тревога, так до Бога. Мы подобны детям. Вот пошел ребенок с родителями погулять, играл рядышком, все было хорошо, потом убежал, и на него гуси зашипели, напугали... Ребенок плачет, бежит обратно к родителям, ищет у них защиты... Так и человек, когда грешит, удаляется от Бога, а настигнет беда - кажется, земля уходит из-под ног. Что делать? Бежит в церковь: "Господи, помоги!"
Скорби, искушения бывают и за добрые дела. Хочешь сделать доброе дело - прежде всего подготовь свою душу к искушению. "Как ночь за днем, так зло за добрыми делами", - говорит святой Марк Подвижник. Это надо помнить и не возмущаться" когда вместо-благодарности за доброе дело услышишь оскорбление. И авва Пимен говорит: сделал доброе дело и если после него не было искушения - Богом не принято.
И еще надо помнить, что не все скорби спасительны, а только те, которые переносятся ради Бога, ради спасения души.
Дорогие братия и сестры! Многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное. Путь тесный и прискорбный - это прямая дорога в рай, и кого Господь избирает для блаженной вечности, тому посылаются непрестанные скорби, и мы должны терпеливо переносить их и благодарить за них Бога, ведь это Он Сам берет нас за руку и ведет ко спасению, в Свои вечные обители, а там уже нет ни слез, ни воздыханий, а только вечная радость с Господом и всеми святыми. Аминь. (Архимандрит Амвросий (Юрасов). "Слово утешения".)
Христова Церковь - Церковь воинствующая
Как-то был я в г. Фрунзе, в Киргизии, там живет о. Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный - киргиз, мусульманин. Он и говорит: "Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины".
О. Геннадий говорит:
- Вы же молитву "Отче наш" не читаете?
- Нет.
- А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: "...и избави нас от лукаваго", который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь - это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает. Вот так он объяснил. (Архим. Амвросий (Юрасов). "О вере и спасении".)
Скорби чистительные
Наряду с другими способами, как сильнейшее средство очищения, должны быть ощущаемы постоянные скорбности и неприятности, Богом устрояемые, и дух сокрушения, Им же подаваемый. По силе оно равняется руководителю и, при недостатке его, может довольно его заменять, да и заменяет у человека верующего и смиренного. Ибо в таком случае Сам Бог есть руководитель, а Он, без сомнения, премудрее человека, У св. Исаака Сирианина подробно изображается, с какою постепенностью Господь вводит очищаемого все более и более в скорби чистительные и как разогревает в нем дух сокрушения. С нашей стороны требуется только вера в благое промышление и готовое, радостное, благодарное приятие от Него всего посылаемого.
Недостаток сего отнимает чистительную силу у скорбних случаев, не пропускает ее до сердца и глубин наших... Без внешних скорбей трудно устоять человеку против гордости и самомнения, а без слез сокрушения как избавиться от внутреннего эгоизма фарисейской самоправедности? Тот, кто не имеет первых, почитается у апостола прелюбодейчищем. (Свт. Феофан Затворник. "Путь ко спасению".)
Изречения прп. амвросия Оптинского
Старец рассказывал притчу о жасмине: "Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обрезает и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много".
Святые были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: "А мы все смотрим назад!" - батюшка сказал: "За то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями .да неприятностями, чтобы не оглядывались".
Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: "Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив".
|