ПЕСНЬ ПОКАЯНИЯ
Беседа епископа Туркестанского Софонии при чтении Великого канона прп. Андрея Критского
"Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?" Встань, бедная душа моя! Ты уснула и спишь очень долго и крепко. Плотские похоти и страсти усыпили тебя и обуяли. Грех омрачил в тебе образ Божий, ослабил твои силы, лишил тебя праведности. Ты уже не работаешь Господеви со страхом и трепетом, не хранишь Его святых заповедей, но прилепившись к миру и плоти, рабски служишь им, и ходишь в похотях сердца необрезанного. В тебе нет дыхания Духа благодати. Ты не ощущаешь в себе ни помыслов святых, ни чувствований благочестивых, ни стремлений духовных, ты не внемлешь гласу совести, призывам Церкви, убеждениям веры. Твоя беспечность, твое нерадение видны во всех твоих делах и начинаниях, ты крайне невнимательна даже в делах святых и Божиих, – невнимательна до презорства и до забвения того, что проклят всяк творяй дело Божие с небрежением.
Увы! На тебя уже не действуют ни утешительные обетования Евангелия, ни страшные прещения закона. Встань же, бедная душа моя, доколе будешь спать? Твое состояние бедственно, достойно плача. Если бы ты вышла из бесчувствия, и если бы внутреннее око твое просветлело до зрения мира духовного, то ты ужаснулась бы, увидев, какое полчище мрачных муринов окружает тебя, как они замышляют уже торжествовать победу над тобою, и как злобно рукоплещут и веселятся о твоей погибели, считая тебя своею добычею – добычею смерти и ада: восстани, что спиши!
Ужели тебе неизвестно, что чем долее ты спишь, и чем непробуднее этот болезненный сон, тем неизбежнее твоя вечная погибель? Да и тебе ли, предназначенной для блаженной вечности на небе, среди сонмов светозарных Ангелов, – тебе ли беспечно коснеть в позорном плену духов тьмы и ада? Тебе ли увеселяться постыдными оковами рабства, которыми враг обложил твою выю? Тебе ли, имея богоподобное достоинство, пресмыкаться во прахе, пред тленною плотию и миром лукавым, и услаждаться теми призраками, коими они стараются продлить твой пагубный сон: восстани, что спиши, конец приближается.
Твое убийственное равнодушие к своей судьбе необъяснимо. Уже не ревнуешь ли ты тем лукавнующим, кои, творя беззаконие, говорят в сердце своем: не взыщет Господь, не узрит бо, ниже уразумеет Бог Иаковль (Псал. 9, 34. 93, 7). Не говоришь ли и ты того же в тайне своего самопрельщения? Но это значило бы не знать истины Божией и прилагать грехи ко грехам.
Ведай же, душа грешная, что если правосудие Божие еще не поражает тебя, клятвопреступную; если мощный перст Вседержителя еще не движит громов гнева Своего на твои беззакония и не потребляет памяти твоей от земли живых, то это не оттого, что Всевидящий не зрит твоей срамной наготы, а оттого, что Христос Спаситель твой доселе прикрывал от правосудия Божия и прикрывает твою срамоту и безобразие виссоном заслуг Своих. О, как Он благ и долготерпелив к тебе в ожидании твоего пробуждения! Что же? Думаешь ли ты, что и всегда так будет? Думаешь ли, что долготерпению Божию нет и не будет конца? Но если кому, то тебе нельзя так думать.
Вспомни, не ты ли сама слышала и прежде при чтении канона сего, как правосудие и гнев Божий воздвигали по временам самые стихии мира, чтобы стереть с лица земли всякий грех и всякую неправду? Не ты ли слышала, как блудствовавшии при Нои нещадно погублены в воде потопной, а грешники Содомские внезапно сожжены огнем жупельным? Не ты ли и прежде слышала и знала, как кара небесная разразилась над богоотверженными Дафаном и Авироном, и как они со всем сонмищем Кореевым поглощены землею и сошли живые во ад? А ныне не то же ли самое было читано, чтобы внушить тебе, что святейшая правда Божия живет во веки, и что она всегда страшно поражала и поражает нераскаянных. Подумай же, не может ли она поразить и твое окаянство, когда при толиком долготерпении, зовущем тебя на покаяние, будешь нерадеть о себе и спать непробудно и нераскаянно?
Впрочем, что бы ты ни думала, но несомненно, что чем более Господь долготерпит на грешнике ныне, ожидая покаяния, тем более Он же проявляет и правды небесной и нестерпимого гнева в воздаянии за нераскаянность: или о богатстве благости Его и долготерпении нерадиши, не ведый, яко благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 4. 5). Встань же, бедная душа моя, встань, конец приближается.
Страшен и нестерпим гнев небесного прещения на грешников, но ты, душе моя, не бойся сего при мысли об обращении ко Господу: Христос-Спаситель твой пощадит тебя! Он и ныне кроток и смирен сердцем, как и всегда; и ныне призывает к Себе всех труждающихся и обремененных грехами, чтобы облегчить их бремя, упокоить дух, спасти душу. Пусть будут мрачны и багряны грехи твои, пусть будут они кровавы и червлены, но если ты веруешь во Христа, Сына Божия и раскаеваясь в своих прегрешениях, сокрушаешься, плачешь и молишься к Нему о помиловании, то и тебе, как грешнице евангельской, оставятся все твои согрешения, как бы они тяжки ни были. Не для того ли Он, Сын Божий, и приходил в мир, не для того ли и страдал, проливая кровь Свою на кресте, чтобы все грехи мира, от нечистого помысла до христоубийства, омыть и очистить Своею Божественною кровию: и пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.
"Душеполезный собеседник", 1899, март.
|