Богоучрежденность иерархии
Иерархия (священноначалие) - в Церкви, как особое сословие лиц, облеченных властию учить, священнодействовать и управлять, - не есть орган церковного представительства, как учат протестанты.
Как в Церкви Ветхозаветной учреждена была Самим Богом иерархия для служения при храме и совершения обрядов и для этой цели назначено колено Левиино и избираемые из него лица поставлялись особым священнодействием, так и в новозаветной Церкви иерархию первоначально установил и непрерывно продолжает Сам Иисус Христос. "Церковная иерархия, священноначалие (ведет свое начало) от Самого Иисуса Христа и от Сошествия на апостолов Святаго Духа и с тех пор непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве Священства". (Катих. 9 чл.).
Богоустановленность иерархии усматривается прежде всего из повествований Евангелия, из которого известно, что Сам Спаситель из Своих учеников избрал двенадцать, названных апостолами. "Егда бысть день, -повествует св. евангелист Лука - призва (Иисус) ученики Своя и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече". (Лк. 6,13). Им Он дал заповедь и власть учить все народы, совершать для них св. Таинства и упражнять верующих ко спасению. "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их" (Мф. 28, 19-20). Кроме первых двенадцати Евангелие упоминает о семидесяти, которых Христос послал на то же великое дело распространения христианства.
Апостолам, как всемирным провозвестникам Евангелия, вверена была от Спасителя полная власть Церкви, - иначе они были видимыми выразителями власти Самого Господа.
Власть, врученная Иисусом Христом апостолам, а вместе и присущая ей благодатная сила, необходимо должны были сохраниться в Церкви и по смерти апостолов во всей полноте, исключая апостольское достоинство их, как чрезвычайных служителей Божиих. Церковь не могла изменить своей природы, явиться иною, чем при апостолах, устроявших Церковь по повелениям Самого Господа и под водительством Духа Святаго, - не могла, следовательно, перестать быть состоящей из иерархии и паствы, без продолжения власти Христа Спасителя, врученной Им апостолам. Только при этом Церковь могла продолжать, при содействии Благодати, дело усвоения людям плодов Искупления. И Господь Иисус Христос, вверяя апостолам власть учительства, священнослужения и управления, распространил ее, и на их преемников, потому что именно такой смысл имеют Его слова: "и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28,20). Равно и обращенные к апостолам слова обетования о Духе - Утешителя, что Он "будет с вами в век" (Ин. 14, 16), простираются не на одних апостолов, но и на преемников их служения.
История удостоверяет, что апостолы свою власть и благодатную силу священнослужения передали не обществу верующих в делом, а особым, определенным лицам, и сделали так, без сомнения, по Божественному повелению, а не по какой-либо случайности или личным соображениям. Они устрояли Церковь, как и проповедывали, по наставлениям Иисуса Христа и по внушению Святаго Духа. Иначе и не могли поступать имевшие "ум Христов". Эта истина подтверждается в писаниях отцов и учителей Церкви: св.св. Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Киприан Карфагенский, а также Тертуллиан и другие.
|