Глава Церкви - Иисус Христос
Христос есть Глава Церкви не только как Основатель ее, но в том, что Он есть Источник новой святой жизни, получаемой от Него, как нового Адама, - вместо прежней греховной, ведущей в смерть жизни, получаемой преемственно от падшего прародителя - ветхого Адама. Чрез Иисуса Христа, Нового духовного Родоначальника, оживляется Его таинственное Тело - Церковь. Происходит постоянное новое рождение чад Божиих чрез совлечение греховной скверны и облачение в чистоту Нового Адама. Для привития и развития новой жизни в Церкви Христос всегда пребывает в ней, без Него благодатная жизнь Церкви была бы невозможна.
Сам Христос учил об этом. Он указывал, что жизнь каждого члена Церкви, а, следовательно, и всей Церкви зависит единственно от Него. "Аз есмь Лоза, вы же рождие. И иже будет во Мне и Аз в нем, той отворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15,5). В послании к Колоссянам апостол Павел учит: "От главы все тело, составы и соузлы подаемо и снемлемо, растит возвращение Божие" (Кол. 2,19), т.е. от Главы Христа все тело Церкви представляет единое целое растет возрастом Божиим. Отношение Иисуса Христа к Церкви как Главы к Своему Телу, ап. Павел определяет еще в таких словах: "Бог Того (Христа) даде Главу выше всех Церкви, яже есть Тело Его, исполнение исполняющего всяческая во всех" (Еф. 1,22-23). " Здесь та мысль, что тело - духовный организм, во всем составе которого действуют божественные силы Христовы. Значение Иисуса Христа как Главы, не только управляющей телом, но и дающей ему жизнь и силы, указывает св. Иоанн Златоуст: "чтобы ты, услышав слово "главу", не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, не счел Христос только начальником, но видел в Нем действительную главу, ап. Прибавляет: "исполнение исполняющего всяческая во всех". Апостол считает как бы недостаточным название главы для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко Христу".
Христос Спаситель, как Глава действует на Церковь не со вне. Он Сам живет в ней, как в Своем теле, вселяется в нее, пребывает в ней, теснейшим образом соединен с нею, хотя не слитно, но и не раздельно, подобно тому, как в Нем Самом Божество и человечество, будучи неслитны, соединены все же нераздельно и неразлучно. В конце Своего земного пребывания Он говорил апостолам: "не оставляю вас сиры, прииду к вам" (Ин. 14,18). Перед Вознесением на небо Он сказал: "се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века". (Мф. 28,20). Изображая последний Суд Он предоставляя Своих (последователей Церкви) так соединены с Собою, что всякое благодеяние, оказанное верующим в Него, Он относит к Себе (Мф. 25, 36-45). В обетовании об Евхаристии Он учил: "ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем" (Ин. 6, 56), что и дает каждому верующему основание сказать: "Живу не ктому аз, но живет во мне Христос" (Гал. 2,26).
Мысль о теснейшем внутреннем союзе Христа с Церковию апостол Павел выражает в названии Церкви таинственным Телом Нового Адама и Христа - главою этого тела. Апостол представляет Церковь соединенною со Христом под образом брачного союза. По толкованию бл. Иеронима, Адам прообразовал Христа, Ева Церковь. Как от брачного союза первых людей произошел весь человеческий род, так и от Церкви во Христе нарождается множество верующих. Это единение Христа с Церковию осуществляется в единении Его с каждым верующим. "Се стою при дверех и толку, и аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною" (Ап. 3, 20).
Таким образом. Церковь, как "Царство не от мира сего" (Ин. 18, 36), как "Царство небесное" (Мф. 13) на земле, не является чем-то разрозненно существующим. Это Царство имеет средоточное начало, которое объединяет его членов и запечатлевает их жизнь характером одной жизни, жизни небесной. И это начало, понятно, сосредоточено не в лице человеческом, а в божественном Лице Господа Иисуса Христа, находится не на земле, а на небе. Только по отношению к естественной жизни у вас на земле одно начало, объединяющее весь род человеческий: это начало - в Адаме. Но от этого родоначальника, вместе с жизнью сообщается всем его потомкам и грех со всеми его печальными последствиями - бедствиями и смертию. Это наследие, не разрушая единства природы человеческой, нравственно разделяет и разъединяет людей самолюбием, завистью, ненавистью: оно поставляет человечество во вражду внутри себя, отчего род человеческий представляется не столько единым, сколько распавшимся на множество частей, ставших во враждебное отношение одна к другой.
Чтобы уничтожить в роде человеческом эту вражду и разделение с их причиною - грехом, чтобы возвратить людям благословений Небесного Отца, нужно было, чтобы преступление человеческой свободы, направленной ко греху, было покрыто благостным изволением Божиим, дающим человеку возможность возврата на истинный путь. Для этого Самому Сыну Божию надлежало восприять в единство Своей Божеской Личности естество человеческое, в нем принести Себя в жертву за нас и уготовить в таинственную снедь Свою Божественную Плоть и Кровь, чтобы таким образом открыть в Самом Себе неиссякаемый источник новой благодатной жизни для всех грешников, обращающихся к Нему с верою и искренним покаянием. В этом отношении Богочеловек Христос есть "второй Адам", Новый Родоначальник освящаемого потомства, не "человек от земли," но Сам "Господь с небесе" (1 Кор. 15,45,47). Без восприятия естества человеческого Спаситель наш не был бы виноградною лозою по отношению к нам, и мы не могли бы быть Его ветвями: но с другой стороны, если бы Он не был и Богом, самосущей Жизнию, то Он не источал бы нам, как ветвям Своим токов новой благодатной жизни.
|