Необходимость Благодати для спасения
Необходимость Благодати для начала духовной жизни во Христе
Об этом учил Сам Христос - Спаситель, говоря о Благодати, как Божественном содействии. Когда иудеи, слушая беседу Его о том, что Он есть "хлеб сшедый с небесе" (Ин. 6 40,41), начали роптать, выражая свое неверие в словах: "Не Сей ли есть Иисус сын Иосифов, Его же мы знаем отца и Матерь: како убо глаголет Сей, яко с небесе снидох" (-42), Он сказал им: "Не ропщите между собою. Никто же может прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день" (Ин. 6,43-44). Эту истину Он напомнил и Своим ученикам, когда некоторые из них после этого стали отходить от Него (Ин. 6,60-61; 64-65).
Когда Апостол Петр от лица всех учеников Господа исповедал веру в Него, как Спасителя в словах: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16,16), - "отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех" (Мф. 16,17).
Так учили и Апостолы.
В разных местах своих посланий ап. Павел говорит об обращении людей к спасительной вере Христовой, об очищении их от грехов и спасении, совершающихся под воздействием силы Божией.
В послании к Титу он пишет: "Не от дел праведных ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго: Его же излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да, оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя" (Тит. 3, 5-7).
В послании к Римлянам ап. Павел учит: "Вси согрешиши, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его, избавлением еже о Христе Иисусе" (Рим. 3,23-24).
Коринфянам он пишет: "Кто есть Павел, кто есть Аполлос, но точию служителие, имиже веровасте, и комуждо, якоже Господь даде? Аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяй, но возращаяй Бог?" (1 Кор. 3,5-7). Здесь Апостол дает осязательно различить внешнюю благодать Божию, т.е. учение евангельское, от внутренней благодати, т.е. непосредственного действия Вождя в людях, и представляет это последнее совершенно необходимым для успехов благовестия.
Такое учение всегда содержала и исповедывала св. Церковь, как показывают творенья ее отцов и учителей.
Св. Ириней учит: "Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодною для владельца по своему дикому свойству и кал бесплодное древо посекается и в огнь бросается: так и человек, пока не примет чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наследовать царствия Божия, как говорит Апостол (1 Кор. 15,50)".
Св. Ипполит учит: "То, чрез что святые соделались чистыми, даровал им Бог Сын, - потому и говорят они, что "от исполнения Его мы вси прияхом".
Св. Макарий Великий дает сравнение: "Как тело без души мертво и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного духа, мертва для царствия, и без Духа Святаго не может совершить ничего угодного Богу". В другом месте он говорит: "Если душа не получит в сем мире духовного освящения посредством твердой веры и молитвы; если не соделается причастною Божественного естества и не приимет Благодати, при содействии коей могла бы исполнять все заповеди свято и неукоризненно, то останется неспособною к царствию Небесному".
Церковное учение о необходимости спасающей Благодати ясно выращено в молитвах и песнопениях. Здесь Церковь часто испрашивает нам высшей, благодатной помощи для подвигов веры и благочестия, часто славословит Духа Святаго, просвещающего, обновляющего и укрепляющего нас Своими разнообразными дарованиями, постоянно исповедует пред Богом наши немощи и бессилие совершить что-либо доброе без Его содействия. Для уяснения этого достаточно вспомнить, напр., молитвы: "Царю Небесный", "Пресвятая Троице", вечерние, утренние, канон покаянный и др. Эти песнопения и молитвы, неумолкающие с первых времен бытия Церкви, дают убедительнее доказательство ее верования в необходимость для нас Божественной помощи.
Человеческий разум, основываясь на данных опыта и богословия, приходит к тому же выводу о необходимости Благодати. Если человек, как существо ограниченное, "не имеющее живота в себе", имел нужду в Благодати Божией еще до своего падения, как имеют в ней нужду и доселе все чистые сотворенные духи, то тем более она необходима человеку теперь, в состоянии падения. И тогда он не мог без нее жить духовно, тем более не может теперь. Тогда ему, еще чистому и неповрежденному, надлежало только творить добро; а теперь, потерявшему крепость духовных сил вследствие повреждения, человеку предстоит труд особый, - ему надлежит предварительно очиститься от грехов, уврачевать свои нравственные болезни, непрестанно бороться с врагами спасения и при такой борьбе творить добро.
Истина того, что без Благодати спасение невозможно, уясняется из условий обращения в христианство отдельных людей и народов. Очень часто люди иноверные, погруженные в крайнее невежество, не в состоянии сами собою ни понять недостатков своей веры, ни оценить достоинств веры христианской, чтобы решиться принять ее. Другие, хотя в некоторой степени способны размышлять, но, будучи воспитаны в началах иной веры, - языческой, иудейской или магометанской, естественно предубеждены против христианства, так что проповедь о Христе распятом, сама по себе необычайная и поразительная, неизбежно должна казаться им "соблазном" или "безумием" (1 Кор. 1,23). В то же время, будучи "душевны", пребывая в прародительском грехе, и заглушив в себе образ Божий своими произвольными грехами, эти люди неспособны понимать и вообще высокой проповеди евангельской: "душевен человек", свидетельствует Апостол, "не приемлет яже Духа Божия: юродство бо ему есть и не может разумети, зане духовне востязуется" (1 Кор. 2,14). Необходимо поэтому, кроме внешней, евангельской проповеди, чтобы сердца подобных людей были возбуждены и расположены к пониманию и усвоению ее особенным внутренним Божественным действием, необходима Благодать, о которой говорит Сам Бог: "Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему" (Ап. 3, 20) и которая отверзла бы умы этих людей к принятию небесного света веры.
В древности и в позднейшее время пелагианствующие и полупелагианствующие пытались основывать свои взгляды на некоторых местах Св. Писания. Однако эти места нисколько им не благоприятствуют.
Указывают, напр., на слова: "Обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам" (Зах. 1,3). Но здесь не только не отвергается, но, напротив, предполагается Благодать Божия, или сверхъестественное действие Всевышняго, ибо оно-то и проявляется в призыве: "Обратитеся ко Мне". О нем, об этом обращающем действии взывал к Богу от лица Израиля пророк Иеремия: "Обратит и обращуся, яко Ты еси Господь Бог мой" (Иер. 31,18).
Приводят слова: "Просите и дастся вам" (Мф. 11,9). И здесь не отвергается действие Благодати, а выражаете ее же наставление, чтобы мы и сами, повинуясь ей, просили Господа о своих нуждах. Это подтверждается в другом месте, где говорится: "сице Дух способствует нам в немощех наших, о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вем: но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными" (Рим. 8,26).
Указывают на примеры - сотника, - о котором засвидетельствовал Господь: "аминь глаголю вам: ни во Израили толики веры обретох" (Мф. 8,10); разбойника, покаявшегося на кресте, и др. Но нельзя ничем доказать, чтобы все эти обращения ко Христу совершились без действия Благодати. Сотник в Капернауме и другие обратившиеся были из числа тех овец, "яже не суть от двора сего", т.е. от двора Израиля. "И тыя Ми подобает привести", говорит о них Христос Спаситель. - "Привести" - действием Благодати. На основании ясного учения Слова Божия о невозможности такого обращения без Благодати, отцы второго Аравсийского Собора (529 г.) определили: "должно несомненно веровать, что столь удивительная вера и разбойника, которого Господь воззвал с Собою в рай, и Корнилия сотника, к которому послан был ангел Господень, и Закхея, удостоившегося принять у себя Самого Господа, зависела не от природы их, но от изобилия дарованной им Божественной благодати".
|