Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" 6 ноября (24 октября) 1990 г.
...Мы пришли ныне почтить Царицу Небесную, мы поспешили сегодня под покров Радости всех скорбящих, и все мы пришли со своими скорбями, а их теперь несть числа. Здесь и наши болезни, и скорби о болезни близких наших; здесь и неимоверная сердечная туга, грех ради наших тяготящая нас, и скорби общественные, и все мы, сюда пришедшие, находимся в ярме жизненных страданий. А теперь еще снова, как некогда, бурные волны вздымаются на саму основу жизни нашей - на Святую Церковь.
И многие так часто, теряя надежду на Бога и Матерь Божию, дойдя до изнеможения, задают вопрос: "Почему, зачем она - эта бесконечно прискорбная жизнь, жизнь-страдание?"
Рождается человек с воплем в страданиях, и страдает всю жизнь, и умирает в страданиях?
Вопрос этот совсем непраздный, ибо встает он пред всеми людьми, и ответ на него они получают из самой жизни и жизнью. Ответ на него зависит от одного существенного момента, а именно: "Како верует человек?"
Люди, не просвещенные светом Евангельского учения, испытав жизнь с ее превратностями и будто бы бессмыслицей чередования радостей и скорбей, начинают считать лучшим жребием на земле совсем не родиться и не видеть солнечного света, ибо для них жизнь - дар случайный, дар напрасный.
Тогда живи одним днем, ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем. И не так редки в безбожном мире случаи самовольного дерзкого прекращения своей жизни.
Но блажен тот, кому Свет Христова учения озаряет сгущающуюся тьму жизни, и кого крепкая десница Божия ведет по неведомому пути, и кого покров Царицы Небесной укрывает надежнее всякой другой защиты. Ибо именно им открывает Господь великий смысл жизненных скорбей, которые, как лестница, ведут человека к духовному возрастанию, а с ними и к блаженству в Боге.
Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались.
"На земле нет ничего не возглавленного, потому что начало всему - Бог".
Вот в чем наша надежда и крепость - в непоколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все, что происходит, или по Его воле, или по Его попущению, именно все доброе совершается по Его воле и Его действием; противное же бывает только по Его попущению, когда покровительство Божие оставляет нас за нечистоту и ожесточение сердца, попускает тиранствовать над нами диаволу или бесчестным плотским страстям.
Так вот в чем причина бедствий, нашедших на нас. Мы стали слепы и глухи. Мы ожесточенным сердцем готовы обвинить любого и каждого, забывая, что только личный грех искажает жизнь именно нашу. Бог же всегда желает, чтобы истина торжествовала. И Он повелел Церкви возвещать ее миру. И наше дело - слышать голос Церкви, голос Истины. Но вот и в Церкви скорби, и в Церкви нестроения, и в ней обстоятельства складываются так, что мы готовы усомниться в Истинах, Церковью возвещаемых, и даже в Самом Боге.
Но именно в такие трудные моменты мы с вами должны твердо знать, что Бог есть любовь, благо, и все Им посылается для нашей пользы, а вот самого способа, которым это делает Господь, исследовать нельзя и нельзя унывать, нельзя роптать, когда не можем понять, что происходит. Именно в таких обстоятельствах являет человек подвиг веры и венчается спасением.
Скорбно, тяжко и недоумение на сердце в скорбные минуты, и именно в это время как раз надо бежать нам в сердце свое - не оно ли причина туги - мое, восстающее на Промысел Божий, сердце, требующее у Бога отчета - почему это происходит так, а не иначе.
Нам бы следовало напечатлеть на сердце своем единственное знание: что бы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божии люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути.
И сколько раз в истории Церкви бурный ветер поднимался против нее. Сколько раз верующие чувствовали на себе это! Так, в первые века христианства юная Христова Церковь, казалось, неминуемо должна была погибнуть. Враги Христовы ополчались на нее с младенческого ее возраста. Христиан избивали, храмы разрушали, священные книги сжигали.
Но нет, тогда Церковь выжила, совсем еще малочисленная, но сильная Духом.
И сколько раз в другие более поздние времена руки кесарей, волны лжеименного разума восставали на Церковь - на источник жизни. И не в столь отдаленные от нас времена - 70 лет тому назад вынашивались коварные планы уничтожения Церкви.
"Мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий".
Даже после такой программы, проведенной в жизнь, выжила Церковь, хотя, действительно, не забудет тех, кто положил души свои за нас, за нашу Церковь, за Истину. Но когда страшное гонение на Церковь только начиналось, пророчески прозвучали слова одного из иерархов Святой нашей Церкви, тогда митрополита, Сергия Страгородского (позднее Святейшего Патриарха): "Да, Российская Империя может быть сметена надвигающимися событиями, но Церковь погибнуть не может". Пророчество сбылось.
Но почему же, почему Бог допускает, чтобы Его дело так посрамлялось (три епископа остались перед войной в России).
Почему же Господь, будучи Владыкой природы, не предупреждает бури, не усмиряет ее в самом начале?
Священное Писание в известной мере объясняет это: в суровой школе воспитываются души.
"Где вера ваша?" - спрашивает Христос испуганных бурей Своих учеников. "Где вера ваша?" - спрашивает Он и нас. Внешние поражения - суть наше торжество, и страдания Церкви являются условием ее возрождения и спасения.
Господь учит нас не ожидать торжества Евангелия от внешних причин, но для того Он поместил сокровище Евангелия в глиняные сосуды, чтобы все ясно видели, что "сила Божия в немощи совершается".
Все земные власти могут соединиться против христианства, глиняные сосуды могут быть разбиты, но их содержимое никак не может быть окончательно и без следа уничтожено: Истина все так же будет сиять на земле.
Бог в потребную минуту придет на помощь, не даст до конца погибнуть.
Помните, что когда мы боремся с волнами в бурном житейском море, Господь ходатайствует за нас, Матерь Божия покрывает нас, ибо Они с нами "во все дни до скончания века".
Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу. Учитель медлит.
В этом заключается высшее испытание веры. Не раз во всемирной истории Бог заставлял Своих преданнейших и вернейших служителей испивать, казалось, до дна чашу испытаний - земных несчастий, а затем отзывал их из мира после страшного мученичества. Это совершенные люди, и они очищались, как золото в горниле.
Будем же помнить, други наши, что испытания посылаются для нашей пользы и что выше меры сил Господь никому не попустит искуситься. Если Бог медлит Своею помощью - подождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгущается, - то противоставим "видению" свою твердую "веру"; настоящим делам - дела грядущие; вечеру, кончающемуся в слезах, - зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас, - восстановление Истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец, - Царство Божие, которому не будет конца и в котором Господь "отымет всякую слезу от очей наших"!
А Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. Она, по словам святителя Иоанна Златоуста, - первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее.
Так будет всегда - до последнего часа, до последнего мгновения жизни мира. И наше верующее и знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда будет у ног Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты плача о грехах.
И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой Державный Покров, заступит, спасет и помилует всех нас. Аминь.
|